Кинематограф КНДР


Кинематограф Корейской Народно-Демократической Республики — один из видов художественного творчества в КНДР, национальный стиль и способ подачи кинематографического материала, его общественно-политическое регулирование и использование в идеологии и пропаганде.

Период становления (1945—1953 годы)

С завершением Второй мировой войны период японской колонизации Кореи подходит к концу. В 1945—1948 годах, во время присутствия военного контингента СССР в Северной части Корейского полуострова, там, с поддержкой советских коллег, начал развиваться Северокорейский кинематограф. Уже в 1946 году выпускаются первые документальные фильмы «Наше строительство» и «Демократические выборы», которые прямо демонстрируют приверженность кинематографистов нового государства традициям социалистического реализма. В начале следующего года основана государственная киностудия (этот статус был закреплён в 1948 году после того, как было юридически оформлено Разделение Кореи), «задачей которой было начать создание новых образов национального кино после десятилетней гегемонии японской культуры». Это проявилось, в том числе, в первом полнометражном звуковом художественном фильме «Моя родина» (1949 год), рассказывающей об антияпонской борьбе патриотов под руководством Ким Ир Сена в Манчжурии.

Начавшаяся Корейская война снизила темпы развития национального кино. Однако, фильмы на военно-патриотическую тематику продолжали выпускать. Один из них — «Юные партизаны», — VI Кинофестиваль в Карловых Варах в 1951 году отметил специальной Премией борьбы за свободу. По воспоминаниям советского актёра Николая Черкасова в подобной номинации победил и фильм следующего года «Снова на фронт», уже на VII фестивале в Чехословакии.

Послевоенный подъём (1955—1969 годы)

Разрушенная во время войны государственная киностудия восстановлена в 1956 году. В этот год выпущено семь полнометражных лент, в том числе первый цветной фильм «Сказание о крепости Садо». В следующем году подготовлен и выпущен в прокат первый советско-корейский проект — картина «Братья» (полное название в КНДР — «Не забывай Па Чжу Быль!» кор. 잊지말라 파주블!). В 1959 году вышла экранизация национального корейского эпоса «Сказание о девушке Чун Хян» (о любви юноши-аристократа и простолюдинки). Оператору фильма 0 Ун Тхаку Первый (возрождённый) Московский кинофестиваль присудил серебряную медаль. В этом же году национальные кадры начали готовить Пхеньянский институт театра и кино. В 1961 организован Союз корейских кинематографистов. Наиболее известные режиссёры этого периода Ким Ки Ён («Горничная»), Ю Хюн Мок («Пуля без цели») и Шин Сан Ок («Три ниндзя»), а также другие деятели кино: народный артист КНДР Пак Хак, Ом Гиль Сон, заслуженные артисты КНДР Кан Хон Сик, Юн Вон Джун, О Бён Чхо и другие.

Чучхе-кинематограф (1970—1993 годы)

К началу 1970-х годов в Корее работало 5 киностудий (художественных, научно-популярных, детских и мультипликационных фильмов, киностудия имени 8 Февраля), ежегодно выпускалось не менее 50 полнометражных фильмов.

Исследователи северокорейского кино выделяют шесть главных тем этого периода: фильмы «опережающие реальность», исполняющие агитационные задачи; фильмы о «скромных героях», о ежедневном трудовом подвиге; фильмы, воспитывающие патриотический дух у молодёжи; фильмы «классового самосознания», поддерживающие веру в победу идей лидеров страны; документальное кино; музыкальные фильмы, с воодушевляющими песнями, доступными для массового исполнения.

В соответствии с провозглашённой ещё в 1955 году идеологией чучхе, подтверждённой конституцией 1972 года, все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы. Кинематограф, как важнейший инструмент воздействия на сознание граждан страны, находится в полном подчинении руководителей Северной Кореи. Ким Чен Ир в молодые годы лично руководил на месте всем северокорейским кинематографом, «проводя дни и ночи на съемочных площадках». В 1973 году он пишет объёмный труд «О киноискусстве», которым регламентирует все процессы кинопроизводства по главам: О скоростном бое в чучхе-кинематографе, О правильном народном образе, О сюжете, О социалистической морали в кино, О распространенных идейных ошибках в финалах кинофильмов, О звуковых эффектах, О реквизите и костюмерах, О чучхе-музыке в национальном кино и так далее. Таким образом, «благодаря товарищу Ким Чен Иру была создана передовая кинопромышленность, школа северокорейского игрового и документального кино, взятая за образец многими школами». Например, в разделе «О ложности „фокусов“ в кинофильмах» он утверждает: «Киноактёр не вправе рассчитывать на случай, делая ставку на „фокусы“ комбинированной съемки и редактирование при монтаже. Надо в совершенстве овладеть, например, вождением машины, верховой ездой, чтобы правдиво и полноценно сыграть соответствующую роль, если даже придется прибегать к разного рода подделкам», или в разделе «О декорациях» предписывается: «квартиры трудящихся не могут быть обставлены одинаково, как и дома капиталистов или помещиков. Кроме того, нельзя квартиры всех людей труда изображать одинаковыми, без поправки на время действия и социальный строй».

В условиях полного регулирования творческого процесса количество и качество фильмов начинает снижаться. Официальные источники Северной Кореи оценивают объём выпускаемых фильмов на уровне 60-70 в год, что соответствует оценкам британской корпорации Би-би-си. Другие источники сообщают об 1-2 фильмах, специально готовящихся для международных фестивалей, и 15-20 выпускаемых ежегодно для внутреннего рынка картинах. Примитивность технической базы не позволила бы выпускать большее количество. Журналист Андрей Ланьков комментирует идеологическое наполнение северокорейских картин: «Жизнь тюрем и лагерей — одна из самых закрытых страниц в любом тоталитарном государстве. Особенно это относится к такому сверхтоталитарному государству, каким является современная Северная Корея. За время своего пребывания в этой стране я обратил внимание на то, что корейская пропаганда и официальное искусство (а другого искусства там просто не существует) почти никогда не говорят ни о суде, ни о тюрьмах. Фильмы про шпионов и „фракционеров“ кончаются тем, что разоблачённых злодеев куда-то увозят. Сцена суда, столь популярная в советском киноискусстве сталинских времен, — редкость, о тюрьмах же и вовсе не говорится ничего».

В этот период созданы киноленты «Четырнадцатая зима», «Простой человек», «Новая семья», «Мой сын», «Цветущий край», «Мы встретились на горе Мёхян», «Два рыбака-капитана», «Оттепель». Известностью пользуются кинорежиссёры Ким Сан Рен, Ким Ен Хо, Чо Ген Сун и другие, народные артисты КНДР Ю Вон Чжун, Ким Сон Ен, Ю Ген Э, заслуженный артист КНДР Квак Мен Со и другие. В 1985 году кинематографисты СССР и КНДР выпускают фильм совместного производства «Секунда на подвиг» о подвиге лейтенанта Советской Армии Якова Новиченко, спасшего на пхеньянском митинге 1 марта 1946 г. Ким Ир Сена от брошенной в него гранаты. Другой совместной постановкой является фильм «Утомленное солнце» / С весны до лета / 봄에서 여름으로 (1988) о войне 1945 года. Чрезвычайно популярны вышедшие в прокат СССР фильмы с традиционными восточными единоборствами «Хон Гиль Дон» (1986 год, о герое национального средневекового эпоса), «Приказ № 027» (1986 год, о Корейской войне 1950—1953 годов).

Похищение режиссёра Син Сан Ока

Многое о методах работы в политизированном кинематографе Северной Кореи говорит похищение режиссёра Син Сан Ока. Ким Чен Ир стремился создать киноиндустрию, которая позволила бы ему поколебать негативное отношение мировой аудитории к Трудовой партии КНДР. Для воплощения этих планов был выбран южнокорейский режиссёр Син Сан Ок, которому отводилась роль талантливого пропагандиста. В 1978 году он был похищен в Гонконге. Факт самостоятельного перехода в Северную Корею маловероятен, так как Пхеньян позже признавал факты захвата, например, граждан Японии в качестве культурных советников. По информации газеты «The Guardian» Син Сан Ок сразу после доставки в Пхеньян был помещён на 4 года в тюрьму, «где он жил на диете из травы, соли, риса и партийно-идеологической обработки». В 1983 году он был освобождён и доставлен на приём к Ким Чен Иру. Партийный лидер объяснил причину похищения: «имеющиеся кинематографисты КНДР делают поверхностные работы. У них нет никаких новых идей». По данным газеты режиссёр согласился работать и снял семь фильмов, среди которых самый известный — «Пульгасари» (불가사리, Pulgasari) о мифологическом чудовище, ставшим на сторону батраков, своеобразный «коммунистический вариант Годзиллы». Этот фильм был принят Ким Чен Иром как творческая победа. Семье режиссёра был разрешён выезд в Вену для переговоров о прокате фильма в Европе. В австрийской столице ему удалось укрыться в посольстве США и получить политическое убежище.

Современный кинематограф (после 1994 года)

В 1994 году скончался руководитель страны Ким Ир Сен. Государство возглавил его сын Ким Чен Ир. Нельзя говорить о системных переменах в кинематографе, но подход и структура этой индустрии подверглись пересмотру. По А. Астафьеву можно выделить четыре основных фактора изменений:

  • Появление сериалов. В 1992 году состоялась премьера первых двух серий художественного фильма «Нация и судьба». Съёмки продолжаются, количество серий превысило пятьдесят;
  • Создание фильмов, обосновывающих систему наследственности власти от Ким Ир Сена к Ким Чен Иру;
  • В кино начинает проявляться жанровое разнообразие. Основной темой остаётся восхваление вождей, но наряду с этим с выхода в 1987 году картины «Цветок колокольчика» одним из самых востребованных сюжетов становится «любовь к родной земле». Поднимаются вопросы социализации нового поколения, любовь и брак, конфликт поколений.
  • Активизация международного сотрудничества и появление собственных кинофестивалей: национального и международного. На заказ производятся мультипликационные фильмы для Франции и Италии. В 1990-е годы студия детских фильмов имени 26 апреля принимала участие в создании мультфильмов «Король Лев», «Синдбад: Легенда семи морей», «Геркулес», «Покахонтас» и других. При этом ВВС утверждает, что выход на мировой кинорынок — это попытка заработать валюту для задыхающейся экономики Северной Кореи.
  • Международное сотрудничество

    В 2000 году на встрече глав двух корейских государств была достигнута договоренность о культурном обмене. В Южной Корее был официально показан северокорейский фильм «Пульгасари», созданный на основе древней народной легенды. Пхеньян ответил Сеулу через 3 года. В 2003 году в столице КНДР впервые показали южнокорейский фильм — драму «Ариран», — очередную экранизацию истории корейского народа в годы японского колониального правления. Тема вполне идеологически корректна, поэтому северяне приняли делегацию с Юга с должным гостеприимством. Тема единения одного народа дала толчок съёмкам в Республике Корея не только политических боевиков из общей истории, но и романтических комедий, например, «Девушка с Севера, парень с Юга». У двух стран не только общие классические сюжеты «Ариран», «Чхунхян» или вариации на тему боевых искусств. Кинематографисты Северной Кореи учились в СССР раньше, Южной — учатся в России сейчас. Есть и другие общие позиции. Северокорейские политики всегда поддерживали противление южнокорейских коллег увеличению рынка иностранных фильмов, так как «это ведёт к дальнейшему подавлению корейской культуры, лишению корейской нации её национальной самобытности, на смену которым приходят американизация, японизация, вестернизация».

    Избранная фильмография КНДР

    Фильмы, упоминающиеся в русскоязычных источниках (год выхода, русское название, оригинальное название, режиссёры).




    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: