Екатеринбургский метрополитен


Екатеринбургский метрополитен (до 1992 года — Свердловский метрополитен) — система линий метрополитена в Екатеринбурге. Последняя — тринадцатая — система метрополитена, открытая в СССР. Первый на Урале и шестой метрополитен в России.

История

Первые планы строительства метро в городе появились в начале 1960-х годов. Метро должно было состоять из двух линий, пересекающих город в широтном и меридиональном направлениях (с ВИЗа на Втузгородок и с Уралмаша на Химмаш). Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!».

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 1-й очереди Свердловского метрополитена было выполнено в конце 1970-х годов институтом «Харьковметропроект» (Харьков, Украинская ССР). Рабочая документация 1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом «Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали специалисты других проектных организаций города — «Свердловскгражданпроект», «УралпромстройНИИпроект». Названия станций в ходе проектирования и строительства неоднократно изменялись вслед за социально-политическими переменами в стране.

Сооружение метро началось в августе 1980 года. Первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская». Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения.

Сначала первые станции метро планировалось открыть в 1987 году, позднее пуск был передвинут на 1989 год, но и этот срок был перенесён, так как работы тогда были выполнены лишь на 65—70 %, и открытие перенесли сначала на 1990, а затем и на 1991 год.

26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг, а 27 апреля в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке было только три станции. Ввиду отсутствия на этом участке камер съезда для оборота составов поезда двигались «челночным» способом. В период экономического спада 1990-х годов строительство замедлилось. В 1992—1994 годах добавились новые участки, которые позволили удвоить протяжённость линии (станции «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года»), станция «Геологическая» была открыта в 2002 году. Станция «Ботаническая» была открыта в 2011 году, на её торжественное открытие приезжал президент РФ Дмитрий Медведев, последняя на данный момент станция «Чкаловская» была открыта в июле 2012 года.

В некоторых неофициальных источниках было распространено мнение, что в первые годы после открытия Екатеринбургский метрополитен был внесён в книгу рекордов Гиннесса как самый короткий действующий метрополитен в мире.

Екатеринбургский метрополитен не имеет имени, но несколько вариантов именования всё же рассматривалось (самые популярные варианты — «Екатеринбургский метрополитен имени П. П. Бажова» и «Екатеринбургский метрополитен имени Б. Н. Ельцина»).

Технические характеристики

Технические характеристики:

  • Количество линий — 1
  • Количество действующих станций — 9
  • Протяжённость линий — 13,8 км (используемая — 12,7 км)
  • Средняя длина перегона — 1,42 км
  • Самый длинный перегон — «Машиностроителей» — «Уральская» ≈ 2,31 км
  • Самый короткий перегон — «Площадь 1905 года» — «Геологическая» ≈ 1,01 км
  • Число эксплуатационных депо — 1
  • Участковая скорость — 40,1 км/ч
  • Средняя техническая скорость — 49,16 км/ч
  • Доля в общегородских перевозках — 25,51 %
  • Количество станций мелкого заложения — 4
  • Количество станций глубокого заложения — 5
  • Количество станций с одним выходом — 5
  • Количество станций с эскалаторами — 7
  • Количество эскалаторов — 25, из них:
    • ЭТ-3М — 15 эскалаторов;
    • ЭТ-5М — 6 эскалаторов;
    • Е-55Т — 4 эскалатора
  • Количество вагонов — 70, из них 17 четырёхвагонных составов и 2 резервных вагона. (тип 81-717.5 — головные, и 81-714.5 — промежуточные, построены в 1989 на ЛВЗ им. Егорова), ещё 2 четырёхвагонных состава — в 2011 (тип 81-717.5М — головные, и 81-714.5М — промежуточные, построены на ОЭВРЗ). В марте 2019 года поступили два четырёхвагонных состава модели 81-717.6/714.6, изготовленных на заводе Метровагонмаш в Мытищах. Составы 81-717.5/714.5, построенные в 1988—1989 гг., с 2018 г. начали проходить капитально-восстановительный ремонт с целью продления срока службы на 15 лет. В ходе КВР проведут ремонт пассажирских салонов, системы вентиляции, кабины, тележек, электродвигателей. Диваны в вагонах будут выполнены в антивандальном исполнении. В пассажирских салонах будут применены материалы, обеспечивающие стойкость к истиранию и полное удаление загрязнений, несанкционированных надписей и рекламы. Все это позволит обеспечить долговечность оборудования вагонов при минимуме затрат на их обслуживание. Капитальный ремонт всех вагонов 81-717.5/81-714.5 завершится к лету 2020 г.
  • Размер платформы для приёма состава — 5 вагонов
  • Время в пути — 19 минут
  • Интервалы между поездами: пиковый — 4—5 минут, межпик — 7—8 минут, выходные — 11 минут (с 2016)
  • Численность работников по эксплуатации — 1509
  • Затраты на перевозку 1 пассажира — 32 рубля (с 2019)
  • Пассажиропоток

Суточный пассажиропоток метрополитена в 2012 году составлял в среднем: в будни 170 000 пассажиров, в выходные 90 000.


Характеристики станций

Екатеринбургский метрополитен состоит из 9 станций, расположенных на одной линии.

Станции Екатеринбургского метрополитена делятся на:

  • односводчатые, мелкого заложения (1);
  • колонные, мелкого заложения (3);
  • односводчатые, глубокого заложения (3);
  • колонные, глубокого заложения (1);
  • пилонные, глубокого заложения (1);

Сотовая связь в Екатеринбургском метрополитене

Все станции Екатеринбургского метрополитена покрыты сетью операторов сотовой связи, работающих в Екатеринбурге: «Мотив», «МТС», «Билайн», «Yota», «МегаФон» и «Tele2 Россия».

Директора

  • Иван Александрович Титов с 1991 года по 2 марта 2011 года
  • Владимир Владимирович Шафрай — с 4 марта 2011 года по 12 января 2017 года
  • Андрей Михайлович Панаиотиди — с 12 марта 2017 года

Голосовые объявления в вагонах

Объявления названий станций в вагонах с автоинформатора осуществляются как на русском (мужским голосом), так и на английском (женским голосом) языке. Дублирование объявлений на английский язык было добавлено в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018, при этом название «Площадь 1905 года» переводится как «Square of 1905», «Проспект Космонавтов» — «Kosmonavtov Avenue».

Оплата проезда

Стоимость поездки после открытия в 1991 году составляла 15 копеек. Плата за проезд ежегодно повышалась и в 2012 году достигла 23 рублей с учётом деноминации, c 15 января 2017 года стоимость проезда в Екатеринбургском метрополитене составила 28 рублей. С 15 мая 2019 года стоимость проезда составляет 32 рубля.

Первоначально входные турникеты принимали монеты достоинством 5 и 15 копеек. С 1992 года использовались пластиковые жетоны разных цветов (малиновый, красный, голубой, серый, чёрный). Несмотря на алюминиевую вставку, были очень лёгкие и в 1994 году выведены из обращения, и заменены на металлические жетоны, использовавшиеся ранее в Московском метрополитене. В 2009 году в дополнение к жетонам появились электронные карты «Екарта», которые позволяют применять как обычные, так и льготные социальные тарифы.

В октябре 2017 года Екатеринбургский метрополитен запустил бесконтактную систему оплаты для банковских карт и смартфонов.

Система

Система состоит из единственной линии «Север-Юг». На линии расположено девять станций, платформы которых рассчитаны на приём 5-вагонных составов. Как и во всех бывших советских метрополитенах, станции богаты отделкой и украшениями. Метрополитен обслуживается депо «Калиновское», подвижной состав (вагоны типа 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М, 81-717.6/714.6) включает 70 вагонов, составы формируются из 4 вагонов.


Перспективы

Генеральным проектом метрополитена предусмотрена сеть из трёх линий, формирующая в центре города пересадочный треугольник. На линиях, общей протяжённостью более 40 км, предполагается построить 39 станций (включая пересадочные).


Первая линия

Завершилось строительство последнего пускового участка (протяжённость — 4,28 км, эксплуатационная длина — 4,19 км), состоящего из двух станций: «Чкаловская» (в районе Южного автовокзала) и «Ботаническая» (в микрорайоне Ботанический). Станция «Ботаническая» открыта 28 ноября 2011 года, ввод станции «Чкаловская» из-за недопоставки заводом «ЭЛЭС» частей эскалаторов состоялся позднее, 28 июля 2012 года. Открытие этих станций привело к существенному увеличению общего пассажиропотока метро. Протяжённость линии с девятью станциями составила 13,8 км, используемая длина — 12,7 км.

Помимо этого, на линии выполнен задел под станцию «Бажовская», которая должна находиться между «Геологической» и «Чкаловской»; строительство этой станции отложено на неопределённый срок. Существуют также планы продления первой линии — на юг до жилого района Уктус (станция «Уктусские горы») и на север в район Эльмаша (станция метро «Бакинских Комиссаров»).

Вторая линия

Существуют планы строительства второй линии, которую предполагается сооружать по направлению с запада на восток Екатеринбурга. Окончательная её длина и количество станций постоянно пересматриваются: в июне 2012 года планировалось строительство линии от станции «Верх-Исетская» до станции «Каменные Палатки». Первый пусковой участок протяжённостью 4,5 км включает четыре станции: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года»), причём первые три будут строиться открытым способом (в котловане). Проходка тоннелепроходческим комплексом начнётся из района «ВИЗ-Правобережный» в сторону «Площади 1905 года». Для строительства планируется привлечь новый горнопроходческий комплекс и отказаться от использовавшегося ранее комплекса «ВИРТ».

В районе станции «Татищевская» планируется узел пересадки на трамвай в направлении района Академический.

Согласно заявлениям сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба и замглавы администрации города Владимира Крицкого, первый пусковой участок (ВИЗ — центр) планировалось запустить к 2018 году (то есть за 5—6 лет), но приступить к строительству возможно будет только при наличии источников софинансирования из бюджетов разных уровней: городской бюджет планировал выделить четверть необходимых денег, область продолжала поиск источников финансирования, в федеральном бюджете денег на софинансирование строительства метро не заложено.

В 2013 году планировалось, что общая стоимость работ по строительству первого пускового участка линии в количестве четырёх станций оценивается в 32−32,5 млрд рублей, что составляет 60 % от стоимости всей линии длиной 13,65 км. В рамках городского бюджета на 2013 год были выделены бюджетные средства на разработку рабочего проекта 1-го пускового участка линии, само проектирование так и не завершилось. По состоянию на май 2013 года велись только предпроектные разработки, конкурс на само проектирование не был объявлен, а следовательно, сроки строительства вновь сдвигаются и к 2018 году пусковой участок сдан не будет.

В январе 2015 года заместитель главы города А. Высокинский заявил, что при почти полном отсутствии областного и федерального финансирования денег на строительство второй линии нет.

В октябре 2016 года было запланировано строительство первой очереди второй линии из 4—6 станций к 2023 году.

2 ноября 2016 года был утверждён новый план второй линии метрополитена: от станции «Металлургическая» до станции «Каменные палатки» через «Площадь 1905 года». Первый пусковой участок будет состоять из станций: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года». Строительство должно было начаться в 2021 году.

По словам заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича, до 2019—2020 годов государственное финансирование строительства метрополитенов, в том числе и в Екатеринбурге, не предусмотрено.

На начало 2017 года стоимость полного строительства второй линии составляла 90 млрд рублей. Проектирование планировали начать не ранее 2020 года. Однако в проекте бюджета Свердловской области на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов расходных статей на строительство метрополитена также нет.

На пресс-конференции 19 декабря 2019 года президент Российской Федерации Владимир Путин на вопрос о возможности строительства второй линии метрополитена в Екатеринбурге ответил: «вначале построим первую в Красноярске».

В проекте бюджета Екатеринбурга на 2022 год средства на создание проектной документации второй линии метрополитена не предусмотрены.

Третья линия

На дальнюю перспективу запланирована также третья линия с юго-запада на северо-восток города, которая должна охватить семь городских жилых районов (Академический, УНЦ, Юго-Западный, Центральный, Пионерский, Втузгородок, Шарташский).

Именные поезда

  • «25 лет Екатеринбургскому метрополитену» — один из двух составов модели 81-717.5М/714.5М, полученных в 2011 году, курсировал в именной раскраске с 5 апреля 2016 года по лето 2017 года. Внешний дизайн поездов является сходным с внешней раскраской именного поезда «Красная стрела 75 лет», запущенного в Московском метрополитене десятью годами ранее, от которого дизайн Екатеринбургского именного метропоезда отличается только надписью на боковых бортах и числом на дверях вагонов.
  • «30 лет Екатеринбургскому метрополитену» — один из двух составов модели 81-717.5М/714.5М, полученных в 2011 году. Состав был Приурочен к Юбилею со Дня Открытия Метрополитена, 27 апреля 2021 года. На бортах размещены исторические и современные фотографии Метрополитена, в салоне на стенах вместо рекламы архивные документы, исторические фотографии и история создания Метрополитена в Столице Урала. Также имеется информатор объявляющий станции, записанный детьми сотрудников Метрополитена. Состав будет ходить до января 2022 года.

Музей

27 апреля 2016 года в честь 25-летия со дня пуска первого электропоезда был открыт музей, посвящённый истории Екатеринбургского метрополитена. Музей находится в здании Управления Екатеринбургского метрополитена. На открытии музея присутствовал мэр города Екатеринбурга Евгений Ройзман.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: