Классификация германской бронетехники периода Второй мировой войны
Германская бронетехника периода Второй мировой войны учитывалась по специальной и армейской номенклатурам.
Специальная номенклатура
Эта номенклатура формировалась Управлением вооружений и распространялась на все виды подвижной военной техники (мотоциклы, автомобили, тягачи, танки, САУ, ЗСУ и т. п.). Индекс состоял из аббревиатуры Sd.Kfz. (от нем. Sonderkraftfahrzeug — автомобиль специального назначения) и порядкового номера, записанного арабскими цифрами. Пример такого обозначения: Sd. Kfz. 101 — лёгкий танк Pz.Kpfw. I (T-I).
Армейская номенклатура
Армейская номенклатура составлялась из сокращённого названия бронетехники с последующим обозначением порядкового номера римской цифрой и обозначения модификации. Модификация обозначалась буквой по порядку (обычно заглавной, иногда строчной) после сокращения «Ausf.» (нем. Ausführung, то есть «модель»). Пример обозначения модификации: Ausf. B (вторая модификация).
Были приняты следующие сокращённые обозначения для образцов бронетехники:
Пример обозначения: Pz. II Ausf. L — лёгкий танк Panzer II модификации L («Лухс»).
Трофейные образцы бронетехники частично сохраняли «родной» индекс, добавлялось обозначение по приведённой выше схеме с добавлением порядкового номера начиная с 700 и однобуквенного кода страны:
- a — США
- b — Бельгия
- e — Великобритания
- f — Франция
- h — Венгрия
- i — Италия
- ö — Австрия
- r — СССР
- t — Чехословакия (танки этой страны не нумеровались цифровым кодом).
Пример обозначения: Pz. Kpfw. T-34 747(r) — трофейный советский танк Т-34-76; Flak Pz. 38(t) auf Sf. 38(t) — ЗСУ на базе шасси чешского танка LT-38 (Flakpanzer 38(t))
Экспериментальные образцы обозначались индексом VK (нем. Versuchskonstruktion) с четырёхзначной группой цифр (первые две цифры проектный вес, следующие порядковый номер образца) и буквенным обозначением конструкторского бюро:
- P — Ф. Порше;
- H — фирма «Хеншель» («Геншель»);
- DB — фирма «Даймлер-Бенц».
Пример обозначения: VK.3001 (H) — опытный тяжёлый танк конструкции Э. Адерса (фирма «Хеншель»).