Абу Саид аль-Джаннаби


Абу Тахир Сулейман ибн Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Кирмити более известный как Абу Саид аль-Джаннаби (араб. أبو سعيد حسن بن بهرام الجنابي‎, между 845 и 855, Джаннабе, Иран, Аббасидский халифат — Июнь/Июль 913, эль-Хаса, Аравия) — персидский государственный деятель, основатель и первый эмир государства карматов со столицей в Бахрейне. К 899 ему и его сторонникам удалось покорить значительную территорию, а в 900 они одержали решительную победу над армией Аббасидского халифата, после чего в 903 году захватили город эль-Хаса провозгласив его столицей. Абу Саид правил своим государством до 913 года, после чего его убили, и его наследником был провозглашён его сын Саид.

Ранние годы

Абу Саид родился в персидской семье в поселении Джаннабе в иранской провинции Фарс. Точная дата его рождения неизвестна, но известно, что это произошло в десятилетие между 845 и 855 годами. Согласно ранним мусульманским источникам, Абу Саид от рождения был калекой на левую ногу. Позже он (или уже его последователи) утверждал, что имеет царское происхождение, являясь потомком властителей всей Персии Сасанидов. В молодости Абу Саид работал меховщиком или торговцем мукой, сначала в своей родной Джаннабе, а затем в окрестностях эль-Куфы, куда он вскоре переехал. Здесь он женился на девушке из семьи Бану-л-Кассар, видными представителями исмаилитской общины в регионе. Его обучением, ровно как и прозелитизмом занимался исмаилитский даи (миссионер) Абу Мухаммад Абдан, шурин Хамдана Кармата. В период между 874 и 884 годами Абу Саид завершил обучение, и его отправили в качестве проповедника в Фарс, в области Джаннаба, Синиз, Таввадж и Махрубан. Его миссия оказалась весьма успешной, поскольку ему удалось привлечь на свою сторону достаточно людей и собрать достаточно средств, которые он отправил к руководству, которое скрывалось в Саламии в ожидании махди. Но в конце концов о его деятельности прознали суннитские власти. Остававшиеся в его руках деньги и сокровища были конфискованы, но Абу Саиду удалось спастись и скрыться, вероятно, в Басре.

Завоевание Бахрейна

Согласно сообщению Ибн Хаукаля, в Басре Абу Саид встретился в Хамданом Карматом, который признал его способности и поручил возглавить миссию даи в Бахрейне, регионе в Восточной Аравии, от границ современного Ирака до Катара. Информации о его ранней деятельности здесь немного, поскольку большинство летописцев игнорировало происходящие здесь события. В начале его проповеди регион находился под полным контролем Аббасидов, и арабские источники «не могут достаточно поведать о масштабах и эффективности деятельности исмаилитов в регионе».

Согласно историку X века аль-Масуди, Абу Саид прибыл туда в 886/887 году, в то время как другие источники относят прибытие к 894, 896 или даже 899 году. Но достаточно хорошо известно, что к последней из дат его власть в регионе была крепка, поэтому сообщение аль-Масуди считается наиболее достоверным. Первоначально Абу Саид занимался торговлей мукой, живя в эль-Катифе. Но затем ему посчастливилось установить связи с влиятельным бану Санбар. Три сына вождя этого клана, Хасан, Али и Хамдан, стали его ближайшими сторонниками, а дочь первого из них — его женой. В последующие десятилетия это семья играла важную политическую роль в новом государстве. Согласно всё тому же Ибн Хаукалю и Аху Мухсину, основанная Абу Саидом община исмаилитов первоначально состояла из «мелкого люда: мясников, носильщиков и тому подобного». В Бахрейне он столкнулся с другим исмаилитским даи, Абу Закарией ат-Тамами, которого послал йеменский даи Ибн Хаушаб и которому удалось обратить племя Бану Килаб. Между ними возникло определённое соперничество, но долгое время они были неохотными партнерами, пока Абу Саид в конце концов не заключил Абу Закария в тюрьму и не убил его. Тем не менее, будучи единственным главой миссии, сумел заручиться поддержкой не только Бану Килаб, но и Бану Укайл, которые стали ядром его военных сил.

По словам немецкого востоковеда Хайнца Халма, бедуинские племена были «идеальной целевой группой» для даи. Аху Мухсин, который, по всеобщему признанию, являлся противником исмаилитского движения, описывает сторонников Абу Саида как «привыкших к войне, но в то же время сильных и невежественных, беззаботных и далеких от закона ислама людей, которые не знают ни пророчества, ни дозволенного и запретного». Действительно, первую группу, присоединившуяся к делу проповедника, Бану аль-Адбат, подплемя Бану Килаб, все прочие избегали из-за нарушения обетов кровной мести. Присоединение к революционной доктрине Абу Саида давало им перспективу не только добычи и власти, но и искупления.

При поддержке сильной армии, собранной из членов этих бедуинских племён, Абу Саид начал нападения на поселения Аббасидов в регионе: Катиф, Зара, Сафван, Дахран, эль-Хаса и Джаваса. Его экспедиции доходили вплоть до Сухара на востоке (который ему даже удалось захватить, причём не с первой попытки) до Билад аль-Фаладжа на западе и Ябрина на юге. Из-за его деятельности провинция в центре Аравии Ямама оказалась опустошена и обезлюдела, а местные племена Бану Кушайр или Бану Сад — перебиты или изгнаны. Ямама, вероятно, так и не была не была под контроль, хотя карматы вступили в конфликт с Бану Ухайдир, которые правили ею в то время и которые позже стали союзниками карматов. В какой-то неизвестный момент Абу Саид даже захватил остров Авал (современный Бахрейн) и ввёл там пошлины на судоходство.

В 899 году в движении исмаилитов произошёл серьёзный раскол после того как Саид ибн аль-Хусейн, руководитель исмаилитского движения в Саламии, заявил о нежелании ожидать возвращения одинадцатого имама и объявил себя махди. Хамдан Кармат и Абу Мухаммад Абдан выступили решительно против этого и не признали в Саиде махди. Вскоре после этого первый из них исчез, а второй был убит, очевидно, что по указанию из Саламии. После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранился за всеми исмаилитами, которые отказывались признавать притязания Са’ида, а затем и династии Фатимидов как глав движения. Абу Са’ид также отверг притязания Са’ида; помимо идеологических причин и верности своим хозяевам, свою роль могли сыграть и политические соображения, поскольку, по словам историка Вилферда Маделунга это была «благоприятная возможность стать полностью независимым». Именно в это время, согласно Ибн Хаукалю, он посадил в тюрьму и казнил своего соперника Абу Закарию ат-Тамами, поскольку тот остался верен Саиду. В последующие десятилетия Фатимиды предпринимали попытки заставить карматские общины признать их лидерство, но, хотя в некоторых областях они добились успеха, на протяжении всего своего существования карматы в Бахрейне отказывались это сделать. Однако Абу Саид не пытался скоординировать свои действия с другими карматскими группами, действовавшими на территории Аббасидов. В частности он не пришёл на помощь повстанцам Закаравейха ибн Михравейха и его сыновьям в 901—907 годах.

К концу года последователи Абу Саида контролировали большую часть региона за исключением его столицы Хаджар, которую всё ещё удерживали Аббасиды. На севере им удалось продвинуться до окрестностей Басры. Её жителей крайне встревожило падение Катифы, из-за чего карматы находились напрямую у границ города. При этом ранее Басра не имела укреплений и лишь угроза нападения людей Абу Саида привело к началу работ по спешному возведению кирпичной кладки. В начале 900 года карматы приступили к осаде Хаджара. Город сопротивлялся в течение 3 месяцев. Абу Саид же в это время расположил оперативную базу в 3,2 километрах от города в ал-Ахсе. Узнав об осаде, в апреле того же года халиф Аббасидов аль-Мутадид назначил своего полководца аль-Аббаса ибн Амра аль-Ганави наместником Бахрейна и Ямамы и направил его во главе отряда в 2 тысячи солдат регулярных сил при поддержке неизвестного числа добровольцев в атаку на карматов. 31 июля на солончаке в двух днях пути от Катифа аббасидская армия потерпела поражение в битве с войсками Абу Саида. Последним удалось взять в плен до 700 человек, включая аль-Ганави. Многие из обычных бойцов аббасидской армии скончались от жары и жажды. Военачальника позже отпустили, но остальные пленные были казнены. После этого успеха город пал, но всё в том же 901 году аббасидам удалось отбить его, поскольку Абу Саид в это время возглавлял экспедицию в районе Басры. В конце 903 года аббасидский наместник Ибн Бану передал центральному правительству, что ему удалось захватить Катифу, разбив армию карматов и убив назначенца Абу Саида. Тем не менее, примерно в это же время или немногим позже Хаджар вновь сдался карматам, которые смогли прервать поставку воды в город. Многие из жителей бежали в Аваль, Сираф и другие поселения. Оставшиеся же в городе были или перебиты, или обращены в рабство в ходе разграбления города.

Несмотря на учинённые разрушения, Хаджар всё равно оставался столицей и главным городом Бахрейна. Однако Абу Саид жил в резиденции в оазисе ал-Ахса. Оттуда он, по словам Хайнца Халма, правил «как классический арабский принц». Отсюда же карматы совершили ряд набегов на окрестности Басры, как для захвата рабов, так и для мести местному племени Забба за участие в кампании 900 года. Самый заметный из этих набегов произош`л в июле/августе 912 года, но хотя местный аббасидский наместник, по сообщениям, не смог противостоять вторгнувшимся карматам, источники сообщают о крайне небольших силах, возможно, не превышавших 30 человек.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: