Чернозёмов, Кирилл Николаевич

21.04.2022

Чернозёмов Кирилл Николаевич (14 июня 1933 — 19 апреля 2004) — советский и российский актёр театра и кино.

Биография

Кирилл Николаевич Чернозёмов родился 14 июня 1933 года. В 1957 году окончил Ленинградский театральный институт. В его послужном списке не один десяток спектаклей, поставленных им в Ленинграде и театрах Советского Союза, рядом с режиссёрами Г. Товстоноговым, И. Владимировым, В. Воробьёвым, В. Малыщицким и другими.

Он был учеником Ивана Эдмундовича Коха и преподавателем кафедры сценического движения и фехтования ЛГИТМиК и воспитал многих известных актёров. Чернозёмов считается одним из первых постановщиков сценического фехтования: в 1960-х он был дублёром Смоктуновского в фехтовальных сценах в фильме Козинцева «Гамлет», в 1980-е—1990-е годы возглавлял кафедру сценического движения в ленинградском Театральном институте.

В Петербургской консерватории, куда Чернозёмов перешёл в начале 1990-х годов, он занимал должность профессора, заведующего кафедрой музыкальной комедии. В 1994 году стал Заслуженным деятелем искусств РФ. Актёр скончался 19 апреля 2004 года.

Фильмография

  • 1992 — Томас Бекет (фильм-спектакль) — епископ Йоркский
  • 1991 — Честный вор (фильм-спектакль)
  • 1991 — Призраки (фильм спектакль)
  • 1990 — Повести Белкина. Гробовщик (фильм-спектакль) — Готлиб Шульц, сапожник
  • 1984 — Капитан Фракасс — Жакмен Лампурд, бретер
  • 1977 — Лишний день в июне (фильм-спектакль) — Планкет, жёлтый рыцарь (поёт Олег Рябоконь)
  • 1976 — Труффальдино из Бергамо — эпизод (нет в титрах)
  • 1974 — Царевич Проша — наёмный убийца
  • 1968 — Кориолан (фильм-спектакль) — воин
  • 1966 — Первая любовь (фильм-спектакль) — Пётр Васильевич
  • 1965 — Братья Рико (фильм-спектакль)
  • 1964 — Гамлет — эпизод (нет в титрах)
  • 1955 — Овод — эпизод (нет в титрах)
  • 1954 — Запасной игрок — эпизод (нет в титрах)
  • Оценка деятельности

    Евгений Сазонов:

    Он вторгался в постановку мощно и талантливо. Он буквально вылетал на сцену — и от его лет не оставалось и следа. Черноземов особенно красив на сцене. Он показывает — Ромео, Сирано, Меркуцио… И это нельзя повторить. Но можно следовать за ним — туда, в этот мир, имя которому Театр. Кирилл Черноземов, без всякого сомнения, огромное явление в российской, а быть может, и в мировой культуре.

    Юрий Александров:

    Кирилл консультировал спектакли, которые выходили в драме, в МАЛЕГОТе, в Мариинском театре, в детском театре, в оперетте… Очень редко встречались афиши без его фамилии, казалось, везде написано «Кирилл Черноземов». Наверное, коллеги брали его в работу, в напарники, не только потому, что он мог что-то поставить, но и для своего спокойствия, уверенности, ощущения, что за спиной есть такой удивительный человек, такая мощная поддержка.

    Михаил Боярский:

    Прежде всего, Кирилл Николаевич Черноземов — фанатик своего дела, преданный театру человек. Он знает о театре все! Невероятная личность!.. Внетеатральный мир его не увлекал. Черноземову удавалось быть выше всех бытовых вещей, для него существовал только театральный процесс!

    Виктор Костецкий:

    он всегда остается для меня, для всех нас — Мастером, замечательным профессионалом, которому при встрече мы не говорим, а радостно, как дети, кричим: «Здравствуйте, Учитель!»

    Как говорит Фёдор Лавров, поставивший на сцене БДТ спектакль «Эрендира», его отец мечтал поставить этот спектакль, «чтобы роль бабушки сыграл легендарный педагог нашей театральной академии по сцендвижению Кирилл Николаевич Черноземов».



    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: