Слендзинский, Викентий Александрович


Викентий Александрович Слендзинский (род. 2 января 1838, Скрябино — 19 августа (6 августа) 1909, Вильно) — польский живописец и пианист, сын художника Александра Слендзинского, отец художника Людомира Слендзинского.

Биография

В семье Слендзинских было шестеро детей. В детстве Викентий жил с семьёй в деревне Барцяны над Вилией и Боярышках над рекой Невежей, а также в имении Красный двор под Ковно. Первые уроки живописи получил от отца, художника Александра Слендзинского. В период с 1808 по 1822 годы семья жила в Вильно, в доме, находившемся на улице Большой, 15. Там их посещал поэт Адам Мицкевич. Викентий брал уроки игры на фортепиано у Станислава Монюшко, в благодарность за что Александр Слендзинский учил дочь Монюшко рисованию. Сам Викентий занимался живописью под руководством Канута Русецкого, который, как и Александр Слендзинский, был учеником Яна Рустема и продолжателем традиций виленской школы живописи.

Учёба в Москве

Так как в 1832 году в отместку за Польское восстание императорской властью был упразднён Виленский университет с его Виленской художественной школой, то в 1856 году Викентий Слендзинский вместе с другом, также будущим художником, Михалом Андриолли, поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Большинство виленских художников того времени предпочитали учиться в Санкт-Петербурге, в Императорской академии художеств, которая имела более высокий рейтинг, но туда сложнее было поступить. Московская художественная школа была ещё совсем молода, не обладала большим количеством известных учителей и ещё не были сформированы по существу образовательные традиции. Но в то же время, Императорская Академия художеств находилась под сильным влиянием академизма, ограничивая реалистический жанр, что привело даже в 1863 году к Бунту четырнадцати и последующему образованию течения передвижников. В этом плане Московская школа имела лучший, демократический подход, благоприятный для развития реалистического жанра. Повлиял и тот факт, что в училище преподавал земляк Викентия Слендзинского — художник Сергей Зарянко. Также Викентию Слендзинскому преподавал русский живописец Алексей Саврасов. В это же время в училище у Сергея Зарянко получал художественное образование другой будущий знаменитый русский живописец Василий Перов.

Учёба в Санкт-Петербурге

В 1859 году Викентий Слендзинский вместе с Михалом Андриолли поступили в Императорскую Академию художеств. В процессе обучения Викентий два раза был награждён медалями — 2-я серебряная медаль Академии Художеств в 1858 году и 1-я серебряная медаль в 1859 за этюд «Даниил во рву львином». Эту работу впоследствии приобрёл граф Бенедикт Тышкевич. В 1861 году Викентий был удостоен звания классного художника 3 степени. Творческая карьера Слендзинского могла бы быть действительно успешной, если бы не участие в антиправительственном восстании.

Изгнание

Викентий Слендзинский участвовал в тайном движении, которое поддерживало тесные отношения с Литовским провинциальным комитетом. За участие в польском восстании 1863 года, по возвращении в Литву, он был арестован вблизи Биржей. Болеслав Колыска, художник родом из Ковенского уезда, с которым Слендзинский и Андриолли жили в Москве в одной квартире, был приговорен к смертной казни, один из их соратников — Юлиан Черновский — был отправлен на 12 лет на каторгу, а вместе с ещё одним участником восстания, студентом Московской медицинской Академии Фердинандом Боричевским, Викентий Слендзинский 19 ноября 1863 был отдан под суд и приговорён к ссылке в Княгинино Нижегородской губернии под строгим надзором полиции. 9 января 1864 года виленский генерал-губернатор Михаил Муравьев (1796—1866) подтвердил решение и осужденные отправились в ссылку в назначенное место.

В 1867 году российские власти дали разрешение Слендзинскому на пребывание в Харькове, где художник пробыл до 1872 года, когда получил разрешение на возвращение. Оттуда он переехал жить в Краков, где познакомился с Яном Матейко. Позже он переселился в Дрезден, где жил у писателя Юзефа Игнатия Крашевского, высоко ценившего его творчество. Благодаря Крашевскому и философу Августу Цешковскому, Слендзинский познакомился с известными польскими меценатами искусства, которые делали ему заказы на портреты — графом Яном Дзялынским, Юзефом Мельжинским и графом Квилецким. Занимался реставрацией полотен из собрания Дзялынского в замке Курника и изучением наследия старых мастеров европейской живописи в Дрезденской картинной галерее. В 1875 году снова был отправлен в Харьков.

Возвращение в Вильно

Пробыв 20 лет в изгнании, в 1883 году вернулся в Вильно, благодаря имперской амнистии. Женился на Анне Больцевич, вдове фотографа Иосифа Чеховича. Занимался реставрацией фресок и живописи виленских церквей, в том числе Костёла Святого Варфоломея в Ужуписе. Писал портреты, в том числе Адама Гонория Киркора, религиозные картины, в том числе в Костёле святого Казимира в Вильнюсе и в Костёле Святых Иакова и Филиппа в Лукишках, фрески в часовне на кладбище Расу по заказу виленского врача Гилярия Клементьевича Радушкевича, статского советника и хозяина неоготического дворца, изображающие самого заказчика в окружении четырёх Евангелистов. Сам Викентий Слендзинский скончался на 72-м году жизни и был похоронен на Бернардинском кладбище в Вильно.

Творчество

Викентий Слендзинский создавал портреты, пейзажи, жанровые картины, работал над исторической темой Литвы. Являлся автором религиозных картин, расписывал церкви в Москве, Друскининкае, Пинске, Вильно и Янове, а также занимался реставрацией. Творческое наследие Викентия Слендзинского разбросано по коллекциям разных стран. Сохранились сведения о следующих его произведениях:

  • «Литовские дети» (1873)
  • «Девушка в белом платье» (1874)
  • «Девушка, стоящая в дверях» (1879)
  • «Лесной пейзаж» (1884)
  • «Сад бернардинцев» (1886)
  • «Башня Гедимина» (1891)

В 1898 году принимал участие в коллективной выставке живописи в Вильно с картиной «Вид на Острую Браму».

  • Портрет Тадеуша Богдановича. 1891 (?)

  • Портрет Эльжбеты Евфимии Радзивилл (Вишневецкой), 1884

  • Портрет Викентия Богдановича

  • Портрет профессора Наполеона Демьяновича Галицкого, 1868, Литовский художественный музей

  • Портрет дамы, 1878

  • «Бабушка, вдевающая нить», 1860, Литовский художественный музей

  • Автопортрет. Галерея Слендзинских в Белостоке.

  • Портрет Орловского. Галерея Слендзинских в Белостоке.

  • Портрет Розы Верещинской-Мисевич. Галерея Слендзинских в Белостоке.

  • «Елеазар». Галерея Слендзинских в Белостоке.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: