Тоннельная балка


Туннельная (укр. Тунельна балка) — балка в южной части города Днепр, Украина. Балка расположена между улицей Космической и проспектом Гагарина.

Общая информация

Балка имеет почвозащитное, водорегулирующее, научно-познавательное, рекреационное и эстетическое значение. Урочище Тоннельная балка — известное место отдыха горожан. Через балку проходит электрифицированная железная дорога (перегон Встречный — Днепр-Лоцманский). Здесь расположен один из порталов Лоцманского железнодорожного туннеля.

Флора и фауна

Растительность

В Тоннельной балке произрастают различные виды деревьев и кустарников, наиболее распространены: дуб, вяз шершавый, шелковица (тутовое дерево), абрикос, татарский клен, американский клен, бузина чёрная, ясень обыкновенный, белая акация (робиния), айлант, клён белый, скумпия кожевенная. Основная часть древесной растительности относится к искусственной лесопосадке (дуб, абрикос, робиния, клен). Во времена СССР в балке активно высаживались деревья, чтобы поддержать устойчивость склонов балки к эрозии.

Животный мир

Орнитофауна поздней весной и летом достаточно разнообразна (зарянка, белая трясогузка, обыкновенная иволга, обыкновенная кукушка, обыкновенный скворец, удод, обыкновенный соловей, певчий дрозд, мухоловка-белошейка, зяблик, кряква, обыкновенная пустельга, сплюшка, вяхирь и пр.) Орнитофауна поздней осенью, зимой и ранней весной представлена несколькими видами птиц (большая синица, сойка, сорока, ворон, грач, седой дятел, пёстрый дятел, обыкновенная пищуха).

Млекопитающие представлены очень скудно (обыкновенная белка, мыши). До середины нулевых годов XXI века в балке встречались зайцы, а вплоть до 80-х годов XX века — лисы, косули (до постройки жилого массива Сокол).

Инженерные сооружения

Железная дорога

Через Тоннельную балку проходит электрифицированная однопутная железнодорожная линия «Апостолово — Нижнеднепровск-Узел» (участок между станциями Встречный и Днепр-Лоцманская (бывш. Днепропетровск-Южный)).

Лоцманский железнодорожный тоннель

С начала XX века, при правлении императора Николая II, велось строительство стратегической магистральной железной дороги «Херсон — Мерефа». Дорога вводилась в строй уже при Советской власти (1925—1932).

Один из участков трассы Мерефо-Херсонской железной дороги (Апостолово — Лоцманка) проходил через холм на южной окраине Екатеринослава. Чтобы преодолеть это препятствие, в 1929-м году, был прорыт Лоцманский железнодорожный тоннель. Протяжённость тоннеля составила 860 метров.

С момента постройки тоннеля, балка обрела своё название «Тоннельная». Она стала своего рода коридором для северного выхода из Лоцманского тоннеля..

Дренажные сооружения

Сквозь железнодорожную насыпь проходят два тоннеля для сточных вод: малый и большой. Оба тоннеля прорыты во времена строительства участка Мерефо-Херсонской железной дороги (Апостолово — Лоцманка, 1929). Об этом свидетельствуют их порталы, состоящие из каменных плит. На склонах Тоннельной балки находятся также железобетонные каналы для отвода дождевых вод. Судя по сохранившимся на них надписям, каналы были сооружены в 1952-м году.

Транспорт

Единственным видом транспорта, доступным непосредственно в самом урочище, является железнодорожный. Тоннельная балка — популярное место для трейнспоттинга, фото/видеосъемки рельсовый техники любителями железных дорог.

  • Электропоезд ЭР1-221 проходит через Тоннельную балку

  • Электропоезд ЭР1-107 выходит из Лоцманского тоннеля

  • Электровоз ВЛ11М6-495 с грузовым поездом в Тоннельной балке

  • Электровоз ВЛ8-1306 в Тоннельной балке

  • Тепловоз ЧМЭ3-2908 проходит резервом через балку

  • Электровоз ВЛ8м-303 с грузовым поездом в Тоннельной балке

Платформа Тоннельная

В балке находится пассажирская остановочная железнодорожная платформа Приднепровской железной дороги под названием «Тоннельная (укр. Тунельна)». Платформа берегового типа, открыта в 1964-м году. Расположена на высокой насыпи, с которой открывается живописный вид на Тоннельную балку. В низине, под насыпью, протекает ручей, а также раскинулись заливные луга.

На платформе Тоннельная останавливаются пригородные поезда Днепр — Апостолово и Апостолово — Днепр.

Оползневые процессы

Склоны Тоннельной балки подвержены интенсивной эрозии. Через балку протекают несколько ручьев, ухудшающих эрозионную обстановку. Ещё в начале XX века, профессор Екатеринославского Высшего Горного Училища Леонид Ликарионович Иванов, исследовал материалы бурения в районе строительства тоннеля между станциями Лоцманка и Встречный. Результаты этих исследований были напечатаны в 1914—1915 гг. Описывая результаты геологических исследований трассы железнодорожного тоннеля, ученый предупреждал строителей об опасности возникновения оползня в Тоннельной балке на восточном склоне северной предпортальной выемки тоннеля. Он писал: «Это, на мой взгляд, наиболее слабое место тоннеля, поскольку вся толща делювиальных суглинков, пропитанных в своей нижней части водой, может легко скользить по также пропитанной водой ровной и скользкой поверхности пестрых глин, образующих могучие оползни, которым способствует еще способность лесса скалываться вертикальными стенами». Этот прогноз ученого подтвердился. Первый раз — вскоре после открытия железнодорожного движения по Мерефо-Херсонской железной дороге. Второй раз — в июне 1997-го года, когда в результате оползня произошло разрушение девятиэтажного дома, школы и частично двух детских садов на жилом массиве Тополь. В обоих случаях, для преодоления последствий оползня были потрачены значительные усилия и средства.

Туризм

Балка является популярным местом отдыха для горожан, в частности, для жителей жилых массивов Тополь, Сокол и Победа.

Тоннельная балка — популярное место для занятий велоспортом, в частности кросс-кантри.

До начала XXI века, в восточной части балки находилась трасса для мотокросса, которая располагалась на месте песчаного карьера. С 2004-го года трасса и карьер были ликвидированы, на их месте построены лыжный и тюбинговый склоны, ледовый каток (парк развлечений «Лавина»).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: