Завод аэропланов Анатра

29.07.2022

Завод аэропланов Анатра — один из шестнадцати[уточнить] крупных авиазаводов Российской империи, основанный предпринимателем А. А. Анатрой. Накануне 1917 года — третий по мощности завод империи. За период с 1914 по 1917 годы на заводе Анатра было построено более тысячи машин (1056 в Одессе и около 50 филиалом завода в Симферополе).

На базе авиазавода в мае 1924 года были организованы Государственные авиационные мастерские № 7, в настоящее время на территории завода расположен «Одесавиаремсервис».

История основания завода

Первые постройки завода, 1912 г. На стене ближайшего ангара видны буквы ОАК (Одесский аэроклуб). Слева — пятнадцатиметровая смотровая башня, с которой велись наблюдения за испытательными полётами. Внутри башни была оборудована метеорологическая станция.

Основой для завода стала ремонтная мастерская Одесского аэроклуба, президентом которого в 1910 году стал А. А. Анатра, расположенная в западной части города вблизи ипподрома, который первое время служил испытательным аэродромом.

Затем А. А. Анатра приобрел земли в районе 4-й станции Черноморской дороги, куда и был переведен аэродром.

10 июня 1913 года мастерские А. А. Анатра получили первый заказ на пять самолётов Фарман-4 (лицензионных копий французского образца), выполненный ими к ноябрю 1913 года.

1914 год

Первый год завод работал в качестве сборочного. Двадцать три рабочих в 1914 году собирали из импортируемых узлов самолёты французских конструкций Фарман, Вуазен, Моран, Ньюпор-4 — пять машин в месяц. На заводе также строили глиссеры оригинальных конструкций, легкие мотоциклы, ремонтировали автомашины.

1915 год

Начало Первой мировой войны принесло заводу крупные заказы от военного ведомства. Завод начал переоборудоваться. На Стрельбищном поле выросли корпуса заводоуправления, столярного, моторного, сборочного отделений, сварочного цеха. На ул. Канатной, 33, открылось отделение завода со слесарным и штамповочным цехами, на Французском бульваре — отделение механической обработки, на улице Ольгиевской, 5 (возле Пересыпи) — деревообделочный цех.

Авиазавод находился в 12 верстах от города. Для доставки рабочих за 1 млн 300 тысяч рублей была построена железнодорожная ветка Одесса — Завод аэропланов А. Анатра, приобретено два паровоза и нескольких пассажирских вагонов.

Разработка самолёта

Летом 1915 года на заводе началась разработка собственной модели самолёта.

Было создано конструкторское бюро под руководством Г. М. Макеева, в котором работали одесситы В. Хиони, В. Иванов, А. Кам, А. К. Михалькевич и другие, приглашенный из Франции инженер Альфред Декан, Д. Д. Фёдоров, затем работавший конструктором на германских авиазаводах. Из Франции прибыл и пилот-испытатель Робин.

Накануне Первой мировой войны А. А. Анатра приобрел у немецкой фирмы Aviatik проект самолёта Р-20. Доработкой этого проекта и внедрением его в производство и занялся Декамп. Испытания прототипа самолёта, который получил название «Анаде» (или «Анатра»-Д, то есть «Декан») были проведены 19 декабря 1915 года.

С 1915 года начали выходить собственные опытные самолёты завода.

1916 год

В 1916 году завод получил заказ на поставку 700 самолётов Анатра-Д, 100 истребителей Ньюпор-17 и 200 учебных самолётов Фарман-7.

25 июля 1916 года был произведен первый полёт самолёта Анасаль (или Анатра-ДС, то есть «Декан с Сальмсон»), представлявшим собой модель Анаде с двигателем Сальмсон (150 л. с.), который выпускался в России по французской лицензии.

В 1916 году на заводе начато производство модификации самолёта Вуазен-LAS — так называемый «Вуазен Иванова» (Анатра-ВИ), созданный конструктором подпоручиком Петром Ивановым.

Летом 1916 года под руководством летчика-испытателя В. Н. Хиони был создан оригинальный двухфюзеляжный двухмоторный бомбардировщик Анадва (или Анатра-ВХ).

Создание филиала в Симферополе

В 1916 году, после вступления Румынии в Первую мировую войну, Одесса стала прифронтовым городом и важные военные производства было решено перенести в глубь страны. Началось создание филиала завода в Симферополе. Ещё в 1914 году А. А. Анатра купил в Симферополе пустующие земли к западу и северо-западу от ставка на реке Славянка для постройки авиационного завода (район возле территории завода до сих пор называется Анатра, а соседняя улица — Авиационная).

В 1916 году филиал выпустил 5 машин, в 1917 году — 45.

На Симферопольском заводе работало 735 рабочих, из них 150 были переведены с петроградских предприятий.

1917 год

В 1917 году на двух заводах фирмы «Анатра» работало более 330 служащих и около 2100 рабочих. Технологическая база завода — около 200 станков различных типов.

Основные производства размещались в разных районах города Одесса. Здесь располагались деревообрабатывающий, механический, слесарный, сварочный, сборочный, малярный цехи, склад, испытательный аэродром и другие вспомогательные производственные подразделения.

26 июля 1917 года был подписан контракт на поставку трёхсот самолётов Анасаль.

3 ноября 1917 года компания получила заказ на поставку пятидесяти самолётов Анадва.

Потенциальная мощность завода состоянию на осень 1917 года составляла 80 самолётов в месяц, из них 60 — на одесском заводе и 20 — на филиале в Симферополе.

1918—1921 годы

В первый период установления Советской власти на Юге России — с ноября 1917 по апрель 1918 годов — деятельность компании была фактически полностью остановлена.

В результате Брестского мирного договора армия Австро-Венгрии оккупировала регион Одессы, а германская армия — Крым. На территории завода в Симферополе оккупационные власти обнаружили восемь спрятанных винтовок и арестовали около пятидесяти рабочих.

С Одесского завода австро-венграми было вывезено материалов на сумму около миллиона рублей золотом. Завод попал под полный контроль австро-венгерских оккупационных властей, которым досталось более 240 готовых самолётов — 111 Анасаль, 63 Анаде и 68 Фарман. 5 мая 1918 завод получил заказ на поставку двухсот самолётов Анасаль для Австро-Венгрии. Уже 10 июня 1918 года новому заказчику была передана первая партия самолётов — 42 машины, а в августе — ещё 51.

Когда в ноябре 1918 года в Одессе высадились части Антанты, они обнаружили на заводе «Анатра» 123 самолёта «Анасаль».

С изгнанием большевиков заводы работали по ремонту авиационной техники для Вооружённых сил Юга России, но большевистское подполье взорвало электростанцию завода в Симферополе, чем практически парализовали работу филиала.

1921—1924

В 1920 году, после захвата Одессы и Крыма, большевики национализировали Одесский завод и назвали его производственные мощности «Государственный авиационный завод № 11», а симферопольский получил название «Государственный авиационный завод № 15».

Одесский завод

Одесский завод в 1921—1922 годах выпускал для советского военного ведомства учебные самолёты Фарман.

В 1923 году В. Хиони сконструировал самолёт У-8 Конёк-Горбунок. В 1924 году самолёт был запущен в серийное производство, к осени 1924 года в Одессе построили 31 такой самолёт. В мае 1924 года завод был реорганизован и получил название «Государственные авиационные мастерские № 7». Выпуск самолётов в Одессе окончательно прекратился и в дальнейшем здесь осуществлялся только их ремонт. Сам завод в итоге трансформировался в Одесский авиационный завод.

Симферопольский завод

На симферопольском заводе взамен взорванной электростанции по предложению комкора Примакова устанавливают демонтированный с бывшей царской дачи в Ливадии электродвигатель и вводят завод в строй.

К 26 июня 1921 года на заводе ещё сохранилась почти половина прежнего состава — 437 человек. В 1921 году завод получил наименование Государственный авиационный завод № 15 (ГАЗ № 15)

Выпуск самолётов достиг 7 единиц в месяц, однако завод не выпускал новые самолёты, а осуществлял капитальный ремонт самолётов Красной Армии: «Фарман-30», «Гевеленд», «Ньюпор −24», «Сопвич», «Сопвич Кэмел», «Ньюпор-17», «Моран», «Авро», «Виккерс», «Спад».

В декабре 1921 года на заводе работали около 200 человек.

С января по май 1922 года завод ещё выпускает из ремонта 12 самолётов, 3 броневика, 2 автомобиля и 1 мотоцикл.

1 июля 1922 года завод в Симферополе был законсервирован. В 1924 году был закрыт, на его территории пущена кожевенная фабрика.

Оценка деятельности завода

Неудачная конструкция самолёта Анатра-ВИ, результатом чего были частые катастрофы и гибель экипажей при выполнении боевых заданий, подорвала репутацию завода. Когда инспектор авиации армий Юго-Западного фронта в феврале 1917 г. объезжал авиационные отряды фронта, то летчики повсеместно жаловались ему на плохое качество самолётов завода Анатра.

Заводу так и не удалось справиться с дефектами машины. В апреле 1917 г. в 5-м Сибирском корпусном авиаотряде было составлено около 10 актов о дефектах и поломках самолётов Анатра-ВИ. В конце концов специально созданная комиссия, разобрав все случаи аварий машины, признала, что самолёты и моторы собираются на заводе крайне небрежно. В дальнейшем сложилось предубеждение летчиков о всех самолётах завода, даже вполне удачного Анатра-Д.

31 мая 1917 года, чтобы рассеять недоверчивое отношение летного состава к машине, командир 11-го армейского авиационного отряда штабс-капитан Макаров выполнил на Анатра-Д фигуры высшего пилотажа — петлю Нестерова. В истории русской авиации это были первые фигуры высшего пилотажа, сделанные на машине, предназначенной для корпусных авиаотрядов и не рассчитанной на высший пилотаж.

Однако, когда летом 1917 года пилот завода Анатра, лейтенант французской службы Робино, с механиком завода Иваном Омелиным, готовясь к авиационной неделе, решили сделать на самолёте «Анатра-Д» фигуры высшего пилотажа, эксперимент окончился катастрофой. Причиной аварии послужила технология склейки лонжеронов из двух частей.

Качество самолётов завода Анатра было ниже, чем у «Дукса» или РБВЗ. Глубинными причинами низкого качества продукции завода являлись оторванность завода от аэродинамических лабораторий Москвы и Петрограда, более низкая квалификация рабочих и технического персонала, безудержная погоня владельца завода за прибылью.

Продукция



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: