Кала-Корейш


Кала-Корейш — упразднённое село в Дахадаевском районе Дагестана. Средневековая столица Кайтагского уцмийства — крупного феодального владения. Из основных достопримечательностей села Кала-Корейш выделяются мечеть (основана в ХI в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1940-е годы из него выселили последних жителей. Имеется кладбище, ставшее местом паломничества. На кладбище покоятся правители с XII по XIX век.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и усыпальница кайтагских уцмиев.

История

По преданию, до прихода арабов село называлось Урцlмуц, оно располагалось на защищенном месте и было сильно укреплен, там жили свободолюбивые горцы которые подчинялись лишь совету старейшин, который ежегодно избирался сельским джамаатом. После исламизации и переселения в село курайшитов, село стало носить название «Кала-Курейш», что переводится как крепость курайшитов. В Кала-Корейше имелась крепость и оборонительные башни.

Кала-Корейш с 8 века являлся столицей Кайтагского уцмийства, «Тарих Дагестан» рассказывает о том, как корейшиты обосновались в Кайтаге, избрали себе резиденцию, основали Калакорейш:

«Мусульмане поселились в этой области с радостью и в спокойствии. Престол Газанфара с гордостью и достоинством занял один из потомков шейха Ибрахима Абу Исхака (потомка Хамзы, дяди пророка) — эмир Чуфан. Он был первым, кто занял (престол) в вилайате Хайдак; он основал в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией (дар ас-салтана) город Кала Курайш, расположенный на скале, над ущельями, при реке».

Таким образом, арабы, захватив Кайтаг, сменили домусульманского правителя, создали новую цепь «исламских центров», в том числе и новую столицу Кала-Корейш, с мусульманским правителем. Смена правителя сопровождалась сменой «языческих» представлений монотеистической идеей ислама, Кала-Корейш был источником постоянных газийских походов на соседние языческие племена. В XI—XII вв. Калакорейш — один из влиятельных политических и идеологических центров Кайтага. Именно к этому времени относится строительство превосходной мечети со штуковым михрабом. Именно к этому времени относится активная позиция кайтагского правителя в решении внутриполитических проблем Дагестана и его взаимоотношений с Ширваном.

В XV—XVI вв. Кайтаг занимал как собственно кайтагские земли с резиденцией в Кала-корейше, так и территорию севернее Табасарана в бассейнах рек Уллучай, Бутан, Артозен, Гамри-озень. В политической зависимости от уцмийства находилась часть лезгинских земель. Уже в конце XVI в. в отписке терского воеводы от 6 июля 1598 г. Федора Лобанова-Ростовского указан:

«кабак (селение прим.) Калакура, а в нём Усмый (уцмий) княз, у него с 500 человек конных, с 700 человек пеших».

Кала-Корейш оставался постоянной столицей уцмийства вплоть до середины 16 века. Оно также являлось частью вольного общества Гапш, существовавшего внутри уцмийства.

В ходе дагестанских походов Надир-шаха Кала-Корейш несколько раз подвергался нападениям. Один из них — осенью 1742 года. В селе прошла крупная эпидемия чумы, о чём свидетельствует древняя надпись в селе, датируемая не позже 19 веком, которая гласит: «Умерли жители Курайш-кала от чумы, так что осталось сорок из ста пятидесяти. После этого была возведена эта стена, а имамом их, когда это было сделано, был Али из Акуши. Владелец этого камня К-х Али Джамал»..

В советский период, после депортации чеченцев, жители села были переселены в Шурагатский район. Когда чеченцев вернули в свои дома, кала-корейшцы ушли из Чечни, их поселили в Мамедкале, где ныне одна из улиц носит название Кала-Корейшская в память о переселении.

Достопримечательности

Возвышенную центральную часть крепости занимают остатки джума-мечети, с северной стороны которой сохранилась небольшая сходная площадь. Огражденное стеной фамильное кладбище правителей примыкает к мечети с восточной стороны. По всему кладбищу возвышаются надмогильные каменные стелы тончайшей работы XIV—XIX вв. В начале 20 века был воздвигнут мавзолей, увенчанный куполом. К остаткам культовых сооружений примыкают и наиболее крупные кварталы жилых нередко и двухэтажных сооружений.

Название

«Традиция приписывает столице уцмийства арабское происхождение, и соответственно этой традиции дается объяснение обоим названиям столицы — Карйа Курайш („селение Курайшитов“) и Кала Курайш („крепость корейшитов“)».

Доарабское название села Урцlмуц—Уркlмуц в народном понимании восходит к слову Уркlи, что значит «сердце» и означает якобы «главное поселение». Историк Мисрихан Маммаев предполагает происхождение от сочетания слов «Урга муза», что значит «срединная гора», это соответствует географическому положению села.

Калакорейшцы называли себя «аркмакинцами».

География

Гора, на которой расположился аул, перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых течет Буган и другая речка. Обе речки сливаются на востоке от селения, уходя в реку Уллучай.

Гора ограничена со всех сторон отвесными скальными обнажениями. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей системой гор. Это единственное направление, по которому можно проникнуть на территорию крепости. За перешейком и вокруг крепости возвышается живописная система гор, покрытая смешанными лесами.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: