Менгюджекогуллары


Менгюджекогуллары, Менгджукогуллары (тур. Mengücekoğulları, Mengücüklüler) — небольшой бейлик в восточной Анатолии, а также основавшая его и правившая им с 1071 по 1277 год династия. Династию также называют Мангуджакиды, Менгюджекиды или Менгджукиды, а бейлик — бейлик Менгюджекидов или Менгюджек. Менгюджекогуллары были одним из первых туркменских бейликов.

Территория бейлика включала города Эрзинджан, Кемах, Шебинкарахисар и Дивриги и лежала между Данышмендидами на западе, Салтукидами на востоке, византийской провинцией Трапезунд на севере и Артукидами на юго-востоке. Правители бейлика контролировали традиционный путь из Персии в Анатолию.

Об истории династии почти ничего не известно. Династия и бейлик были основаны туркменским вождём Менгюджеком. В 1118 году, подвергаясь угрозе со стороны Артукида Балака, сын Менгюджека, Исхак, объединился с военным командующим Трапезунда Гавром. Оба они были взяты в плен Данышмендидом Гюмюштегином Гази, тестем Исхака, который быстро освободил его. В середине XII века бейлик был разделён между двумя братьями, младшему был выделен Дивриги. Старшая ветвь приобрела известность во время долгого правления Бахрам-шаха (1162—1220), который сделал Эрзинджан культурным центром, его протеже были персидские поэты Низами и Хакани и арабский учёный Абдулатиф аль-Багдади. Ветвь Дивриги известна благодаря постройкам и продолжала существовать в качестве вассалов сельджуков примерно до времени монгольского завоевания.

Имя и происхождение

Хотя в источниках встречается разное написание имени эпонима династии — в переводе на турецкий: Mengücek, Mengücik, Mengüç, Mengüş — но в надписях на сооружениях членов династии его имя написано как Mengü-cek (Менгюджек). Мюнеджимбаши Ахмед использовал формы Mengücek и Mengüc (в переводе на турецкий), Хафиз Эбру — Mengücek (в переводе на турецкий). По мнению турецкого историка Н. Сакаоглу, наиболее правильное написание имени Mengü-cek (Менгю)джек. «Mengü» означает «Бог» на центральноазиатском тюркском языке. Мнение О. Турана, прочитавшего это имя как «Менгюджик», не было принято научным сообществом.

Сельджукские султаны проявляли уважение к членам династии — обе ветви завершили правление мирно, беи получали взамен другие территории, между Сельджуками и Менгюджекидами заключались браки. Предположительно, Менгюджекогуллары принадлежали к знатному тюркскому роду. Считается, что они происходили из Ферганского, Чуйского, Узгенского или Таласского регионов Туркестана, поскольку характерные черты средневековых построек этих регионов близки строениям в Дивриги. Например, пластины с именами четырёх халифов в бухарской мечети Намазгох и пластины с именами четырёх халифов в Улу-джами Дивриги очень похожи друг на друга.

Нет сведений о том, какому огузскому племени принадлежали Менгюджекогуллары. На этот счёт есть разные мнения: кайы, баят, караевли или алкаевли. Известно, что учёный XIII века из Дивриги по имени Мухаммед бен Мустафа, который отправился в Египет и имел большой авторитет у мамлюкских султанов, был из племени салур. Возможно, выходцы именно из этого племени поселилось в Дивриги и его регионе. Однако для выдвижении гипотезы о салурском происхождении Менгюджека этого недостаточно.

Основание бейлика

Эмир Менгюджек Ахмед Гази

Согласно Смбату Спарапету, ещё в 1062 году один из командиров Тугрул-бея прибыл в регион Кемаха с большим войском: «Они истребили множество людей и унесли много добычи». По мнению турецкого историка Ф. Сюмера, этим командиром мог быть Менгюджек-бей. К. Каэн называл Менгюджека одним из эмиров сельджукского султана Сулеймана. Автор XII века Захиреддин Нишапури, написавший «Сельджукнаме», и Рашид ад-Дин называли Менгюджека Гази среди вождей султана Альп-Арслана. Известно, что Менгюджек участвовал в битве при Манцикерте. После победы в ней султан Альп-Арслан поручил ему покорить долины рек Карасу (Верхний Евфрат) и Чалты (бассейн Евфрата). Менгюджек завоевал Эрзинджан, Кемах, Дивриги, Шебинкарахисар и основал на этих землях бейлик. Предположительно, после завоевания Кемаха и других городов Менгюджек погиб. В надписи в Дивриги на гробнице Шехин-шаха, одного из внуков Менгюджека, Менгюджек упоминается как гази и шахид. Менгюджек в источниках того периода описывался как храбрый и умный. Он расширил свои границы с помощью экспедиций против грузин и византийцев, иногда действуя в союзе с Данышмендидами. Мавзолеи Менгюджека Гази и его сыновей находятся в Кемахе, первой столице бейлика. Менгюджек Гази правил между 1071 и 1118 годами.

В надписи по-персидски на приписываемом Менгюджеку Гази захоронении говорится: «Тот, кто захватил провинции и замки Эрзурум, Эрзинджан, Кемах и Диярбакыр…». Но насколько достоверна надпись, неизвестно, поскольку она сделана позже. Мелик Менгюджек Гази, как и другие первые анатолийские завоеватели, стал народным святым.

Мелик Исхак

После смерти Менгюджека Гази править стал его сын эмир Исхак (1118—1142). По сообщению Михаила Сирийца, «Ибн Мангуг» разорил окрестности Мелитены «пятнадцатого числа месяца адар» 1118 года. В ответ Балак и сын Кылыч-Арслана Тугрул-Арслан вступили в союз с Гюмюштекином Данишмендидом. Вместе они напали на Кемах. «Ибн Мангуг» бежал в Трапезунд и искал помощи у его дуки, Константина Гавра. Но Балак и Гюмюштекин разбили «Ибн Мангуга» и Гавра в 1118 году. В этой битве погибло около пяти тысяч греков, Гавр и «Ибн Мангуг» потерпели тяжёлое поражение и были взяты в плен. Гавр был отпущен за выкуп в тридцать тысяч динаров, а «Ибн Мангуга» Гюмюштекин отпустил без выкупа, потому что тот был его зятем. Из-за этого между Балаком и Гюмюштекином началась вражда. В дальнейшем «Ибн Мангуг» не упоминается, правитель Эрзинджана долгое время ни в каких значимых событиях участия не принимал. Предположительно, он пообещал своему тестю Гюмюштекину, что будет вести спокойную жизнь после освобождения из плена. Возможно, этим Ибн Мангугом был Исхак, который умер в 1142 году. Согласно К. Каэну, в событиях 1118 года принимал участие не Исхак, а Менгюджек, но историки Ф. Сюмер, А. Онгюль, З. Атчекен, Б. Яшар, Н. Сакаоглу полагают, что «Ибн Мангуг» — это «сын Мангуджака», то есть, Исхак, и излагают историю в жизнеописании Исхака, уже после смерти Менгюджека.

На северо-западе города Кемах на берегу Карасу много захоронений, некоторые из которых полностью разрушены. Одно из них в народе называется «захоронение Мелика Гази». Предположительно, эта могила принадлежит Исхаку.

Во время правления Исхака произошли большие изменения в политике княжества, он без колебаний заключал союзы с христианами против других туркменских правителей.

Разделение на две ветви

После смерти Исхака Менгюджекогуллары разделились на две ветви. От Алаеддина Давуд-шаха, одного из сыновей Исхака, пошла ветвь, правившая в Кемахе-Эрзинджане, а Сулейман, другой сын Исхака, основал ветвь, правившую в Дивриги.

Ветвь в Кемахе-Эрзинджане

Алаэддин Давуд-шах

Давуд-шах правил в регионе Эрзинджана с 1142 по, вероятно, 1162 год. Во время правления Давуда отношения Данышмендидов с Менгюджекидами не были дружественными. После смерти Исхака Мухаммед Данышмендид даже захватил Кемах. Однако через год после его смерти во время борьбы за власть у Данышмендидов город снова перешёл к Менгюджекогуллары.

Алаэддин Давуд-шах сблизился с Кылыч Арсланом II. Это не понравилось Данышмендиду Ягибасану и, согласно слухам, он убил правителя Кемаха в 1162 году. В том же году Ягибасан разрушил Харпут, принадлежавший Артукиду Фахреттину Кара Аслану, и увёз пленных и добычу в Кемах. Когда Артукиды Кара Арслан и Неджмеддин Алпы и Девлет-шах-бей Дилмачоглу прошли через территории Менгюджекогуллары, продвигаясь к Сивасу в 1164 году, чтобы ответить на атаки Данишмендидов, Менгюджекиды даже не реагировали на проход армии через их территории.

Сулейман-шах (?)

Существует версия, что Алаэддин Давуд-шах был убит в 1151 году своей женой, которая затем вышла замуж за Сулеймана, правителя Дивриги. Согласно этой версии, с 1151 по 1162/63 год в Эрзинджане правил Сулейман. Эта версия основывается на сообщении в хронике Михаила Сирийца.

Бахрам-шах

После смерти Алаеддина править в Эрзинджане стал Фахреддин Бахрам-шах, сын Давуд-шаха. Бахрам-шах был второй правителем этой ветви. Историки считают его самым значительным и самым известным из представителей династии. Он первым в семье начал чеканить свои монеты (в 1167 году). В 1164 году после смерти Ягибасана сельджукский султан Кылыч Арслан II аннексировал территории Данишмендов и часть территорий Менгюджекогуллары. В то же время Фахреддин Бахрам-шах женился на дочери султана. Он повысил свою репутацию, разрешив разногласия между стареющим Кылыч Арсланом II и его сыном Кудбеддином Мелик-шахом (1188 г.). Бахрам-шах был зятем Кылыч-Арслана II, а также тестем некоторых правителей Сельджуков. После смерти Кылыча Арслана отношения Бахрам-шаха с сельджуками остались дружественными. Бахрам-шах участвовал в грузинской экспедиции Рюкнеддина Сулейман-шаха в 1202 году и был взят в плен грузинами после разгрома сельджукской армии. Но, по сообщениям хронистов, поскольку грузины знали, что он добродетельный правитель, они уважали его и отпустили без выкупа. Бахрам-шах получил титул «Гази» за участие в этой экспедиции. Он скончался в 1225 году. По местным слухам, могила без надписи у села Ашагы Ула в окрестностях Эрзинджана принадлежит Фахреддину Бехрам-шаху. Но, по словам турецкого историка Ф. Сюмера, трудно поверить, что эта легенда соответствует действительности.

У Бахрама было три сына: Сельчук, Давуд и Музафферуддин Мухаммед. Сельчук управлял Кемахом при жизни отца, Мухаммед, был правителем Карахисара. По словам Ибн Биби, сыновьям Бахрам-шах дал прекрасное образование.

Также у Бахрама было две дочери. В 1213 году Бахрам-шах выдал свою дочь, Мелик-хатун, замуж за Мугисуддина Тугрула, сына Кылыч-Аслана II. Другую дочь, Сельчук-хатун, он выдал замуж за внука Кылыч-Аслана II — сельджукского султана Иззеддина Кей-Кавуса. Имя Сельчук было дано девушке, потому что её мать была из династии Сельджуков — она была тётей Кей-Кавуса и дочерью Кей-Кубада I. Этот брак ещё больше укрепил близость и дружеские отношения между двумя династиями.

Алаэддин Давуд-шах

Бахрам-шаху наследовал его сын Алаеддин Давуд-шах II. Как и его отец, он продолжал заниматься наукой и строительством. Ибн Биби сообщал, что Алаэддин Давуд-шах был сведущ в логике, математике, теологии, астрологии, литературе и философии. Известно, что он писал прекрасные стихи на персидском языке. Но, по словам Ибн Биби, Давуд-шах не был мудрым правителем. Он был жестоким к подданным, заключил в тюрьму большинство эмиров и конфисковал их имущество.

Алаэддин Кейкубад решил сместить Давуда. Султан объявил, что хочет устранить своего племянника Рюкнеддина Джихан-шаха, правившего в Эрзуруме, и попросил Давуда присоединиться к походу. Эмир подчинился и в 1228 году прибыл к Сивасу и приветствовал султана. Но султан пленил его, затем напал на Эрзинджан и захватил его. Кемах сдался султану сам. Алаэддин Кейкубад дал Давуд-шаху Акшехир и Ильгин (Абигерм) в качестве дирлика.

После захвата Эрзинджана Алаэддин Кейкубад отправил одного из своих командиров, Эртокуша, в Карахисар, который находился в руках брата Давуд-шаха, Мухаммеда, а сам вернулся в Кайсери. Мухаммед понимал, что не сможет долго сопротивляться и сообщил Эртокушу, что сдаст замок в обмен на дирлик. Эта просьба была принята султаном, и в качестве тимара эмиру был передан Кыршехир.

Хотя дирлик Давуд-шаха был богатым и процветающим, в стихотворении, которое он послал султану, он жаловался, что его жизнь была проведена в бедности и несчастьях. Неизвестно, когда умер Давуд и где он был похоронен. Мухаммед жил со своей семьёй в Киршехире до конца своей жизни и построил медресе. Он дожил до первого правления Иззеддина Кейкавуса II (1246—1249).

Ветвь в Дивриги

Дивриги был завоёван основателем династии, Менгюджеком Ахметом Гази, после победы у Манцикерта. После разделения Менгюджекогуллары на две части Дивриги стал столицей части бейлика. Эта ветвь не упоминается в хрониках, её существование было доказано историками после изучения надписей на постройках членов династии.

Мелик Сулейман I

Первым правителем ветви в Дивриги был сын Исхака и внук Менгюджека Гази, Сулейман, который начал независимо править в Дивриги после смерти Исхака в 1142. От периода правления Сулеймана не сохранилось ни сооружений, ни монет. Возможно, им, а не его сыном, была построена мечеть Кале. О его существовании известно из надписей и монет его сына Шахин-шаха. Неизвестно, когда Сулейман умер.

Существует версия, что в 1151 году брат Сулеймана, Давуд, был убит своей женой, которая затем вышла замуж за Сулеймана. Согласно этой версии, с 1151 по 1162/63 год Сулейман правил ещё и в Эрзинджане. Турецкий историк Э. Мерчил полагал, что Сулейман был убит Ягибасаном в 1162 году.

Сейфеддин Шахин-шах

Преемником Сулеймана стал его сын Сейфеддин Шахин-шах, который является самым известным из правителей Дивриги. Шахин-шах считается основателем мечети Кале в крепости Дивриги. В надписи на мечети указано, что работы были произведены в 1180/81 году. Захоронение Шахин-шаха находится в центре города. На захоронении указана дата 1195/96 год, гробница называется жителями Ситти Мелик потому что там была похоронена и жена Шахин-шаха. Согласно надписи на гробнице, Шахин-шах принимал участие в войнах с христианами, был другом бедных и отцом сирот и угнетённых.

Он был первым правителем династии в Дивриги, чеканившим монеты. На аверсе первой его монеты — имя Кылыч Арслана II, из чего историки заключают, что Менгюджекогуллары Дивриги подчинялись Конийским султанам. На оборотной стороне написано полное имя Шахин-шаха с упоминанием отца Сулеймана и деда Исхака. На этой стороне медали встречается фраза «Хусам амир аль-мумин», которая так же фигурирует в надписи мечети Дивриги Кале, которая была построена в 1180/81 году. Из надписей на других сооружениях и обнаруженных монет Шахин-шаха следует, что он умер после 1197 года.


Известно, что у Шахин-шаха было два сына по имени Сулейман и Исхак.

Сулейман-шах II

Надпись на бастионе Арслан на стене замка Дивриги показывает, что в Дивриги стал править сын Шахин-шаха Сулейман. Его имя упоминается в надписях на работах его сына и внука. Другой информации о его жизни и деятельности нет. Имя второго сына Шахин-шаха, Исхака, упоминается среди свидетелей в вакуфном документе некоего Каратая, составленном в 1247 году.

Хусамеддин Ахмед-шах

После Сулеймана править стал его сын Хусамеддин Ахмед-шах. Ахмед-шах — один из двух строителей Улу-джами Дивриги. Мечеть была построена в 1229 году. Позднее Ахмед-шах приказал перестроить ворота форта: одни в 1236/37 году, а другие — в 1243/44. Д. Кубан называет Улу-джами Ахмед-шаха и прилегающую к ней больницу Туран-Мелек «чудом Дивриги». 
Мечеть также известна как «Мечеть Ахмед-шаха». Ахмед-шах был во главе бейлика в течение многих лет, он был свидетелем битвы при Яссычимене (1230) и при Кёседаге (1243). После монгольского вторжения он приложил большие усилия для восстановления замка Дивриги. Как следует из надписей, он с женой построил больницу, названную по имени его жены, Туран Мелик. Мелик Хусамеддин Ахмед-шах умер до 1252 года.

Муайед Салих

Хусамеддину Ахмед-шаху наследовал его сын Мелик Салих. Он приказал отремонтировать недостающие части крепости Дивриги в 650 году (1252/53) и построить новые бастионы. Надпись с его именем находится на большой башне, украшенной двумя статуями животных, известной как «бастион льва».

О правителях Дивриги после Салиха нет данных. По сообщению Ибн Биби, после возвращения мамлюкского султана Бейбарса из кампании в Кайсери в 1277 году, ильхан Абака посетил Анатолию. Он проезжал через территорию бейлика. В Дивриги его не встречал и не принимал ни один из представителей династии. Считается, что ветвь в Дивриги прекратила существование в 1277 году.

Устройство

Территория бейлика включала города Эрзинджан, Кемах, Шебинкарахисар и Дивриги и лежала между Данышмендидами на западе, Салтукидами на востоке, византийской провинцией Трапезунд на севере и Артукидами на юго-востоке. Правители бейлика контролировали традиционный путь из Персии в Анатолию.

Менгюджекогуллары владели четырьмя городами и не захватывали новые. Вероятно, поэтому они редко упоминаются в историях. Они покровительствовали учёным и поэтам. В 500 метрах на северо-запад от города Кемах есть много руинированных гробниц без надписей. Предположительно они принадлежали беям династии, а это место (район Султан-Мелек) было их семейным кладбищем. О государственном устройстве Менгюджекогуллары сведений нет, даже их визири не упоминаются. Однако, по мнению историка Н. Акчила, нет никаких сомнений в том, что у них была государственное устройство, как у сельджуков.

Строительство

Менгюджекогуллары не строили дворцов, зато строили медресе, больницы, мечети, дороги и мосты. В Эрзинджане не сохранилось до наших дней мечетей, медресе, ханов и хаммамов, сооружённых Менгюджекогуллары, поскольку город пережил несколько землетрясений. Медресе, носившее имя Бахрам-шаха, существовало ещё в XVI веке. В Карахисаре также не сохранилось памятников Менгюджекогуллары, а Кемахе осталось несколько плохо сохранившихся гробниц. Лишь в Дивриги сохранились строения Менгюджекогуллары: две мечети, больницы и несколько тюрбе:

  • Крепостная мечеть, построенная Шахин-шахом, сыном Сулеймана, в 1180/81 году, имеет прямоугольный план и четыре купола. В нише портала видны различные надписи на камне.
  • Архитектором Улу-джами, построенной Ахмедом-шахом, был Хюррем-шах из Ахлата. Улу-джами расположена недалеко от замка. Каменный михраб считается уникальным произведением искусства. Кафедра из чёрного дерева имеет высокую художественную ценность.
  • К мечети примыкает больница. После XVII века больница была преобразована в медресе. Эта больница была единственной лечебницей, построенной в Анатолии в XIII веке. Кроме того, это самое старое из известных двухэтажных сооружений того периода и третья больница, построенная в сельджукский период в Анатолии. О строительстве госпиталя в народе возникла легенда. Якобы, однажды страдавшая неизлечимой болезнью Туран Мелек увидела во сне старика с бородой. Этот старик сказал ей: «Найди меня в Дивриги». Утром она рассказала о сне своему мужу Ахмет-шаху, и они вместе пошли в Дивриги. В хижине они нашли старика, готовящего лекарство. Туран Мелек приняла это лекарство и выздоровела через несколько дней. В благодарность, они построил в Дивриги: Ахмет-шах Улу-джами, а Туран Мелек больницу. Согласно надписи на больнице, её основателем была Мелике Туран, дочь Бахрам-шаха из Эрзинджана. В попечительский совет больницы входили женщины. ЮНЕСКО истолковывает это как показатель равенства мужчин и женщин в то время.
  • Мавзолеи Ахмед-шаха и Туран Мелек-хатун примыкают к больнице. Их саркофаги покрыты изразцами.

Эти строения Менгюджекогуллары являются одними из старейших среди турецких построек в Анатолии.

Значение

В современных династии источниках имена эмиров встречаются редко. По словам турецкого историка Н. Сакаоглу, до начала XX века о существовании династии и бейлика «научный мир оставался в неведении». Первым написал о них М. Т. Хаутсма в 1904 году. По его мнению, изучение истории турецкой Анатолии должно начинаться с них. Менгюджекогуллары были одним из первых туркменских бейликов.

Представители династии

Генеалогическая таблица Менгюждекидов

Комментарии

  • 1 2 Жену Ахмед-шаха звали Туран-Мелек и, согласно надписи на построенной ей больнице, её отца звали Бахрам-шах. Есть версия, что это Фахреддин Бахрам-шах. то есть, либо Туран Мелик, жена Ахмед-шаха, и Мелик-хатун, дочь Бахрам-шаха, это одно лицо, либо сестры. Однако известно, что мужем Мелик-хатун был Мугисуддин Тугрул, правивший в Эрзуруме сын Кылыч Арслана II.


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: