Кларк, Джим

18.11.2022

Джеймс (Джим) Кларк-младший (англ. James "Jim" ("Jimmy") Clark, Jr, 4 марта 1936, Файфшир — 7 апреля 1968, трасса Хоккенхайм) — британский автогонщик, двукратный чемпион мира («Формула-1» — 1963, 1965), победитель «Инди 500» (1965), победитель British Tour Car Championship 1964 (на Lotus Cortina). Многими специалистами признаётся самым талантливым гонщиком «Формулы-1» за всю историю. Некоторые рекорды Джима Кларка не побиты никем до сих пор: 8 «Больших шлемов» (поул-позиция, победа, быстрейший круг, лидирование в каждом круге всей гонки); наибольший процент кругов лидирования в сезоне 71,47 % (сезон 1963 года). По процентному соотношению поул-позиций к Гран-при в 45,21 % уступает только Хуану-Мануэлю Фанхио с 55,77 %. Вместе с Колином Чепменом признан лучшей связкой конструктор — гонщик.

Карьера

До Формулы-1

Выступления Джима Кларка в автоспорте начались с довольно незначительных соревнований,[каких?] но уже в 1958 он присоединился к «Porsche». Несмотря на то, что родители Кларка были против автоспортивной карьеры сына, он вскоре начал выступать за команду «Border Reivers» и в 1959 году занял 10 место в 24 часах Ле-Мана.

«Формула-1» (Lotus)

В 1960 Джим Кларк согласился выступать за «Aston Martin GP», но команда прекратила своё существование, и Кларк стал выступать за «Lotus» в «Формуле-2» и «Junior Racing». Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1 (Джим Кларк начал выступать с четвёртого этапа сезона 1960). На Гран-при Португалии 1960 года шотландец занял третье место, а в общем зачёте стал десятым. В «Junior Racing» поделил чемпионский титул с Тревором Тэйлором. Кроме того, вместе с Роем Сальвадори Кларк стал третьим в Ле-Мане. Однако 24 часа Ле-Мана крайне не понравились Кларку, и вскоре выступления в этой серии прекратились.

Сезон 1961 года ознаменовал 1,5-литровую эру в Формуле-1. Джим Кларк получил возможность принять участие во всех Гран-при сезона. Дважды за сезон он приехал на подиум, а внезачётная гонка в По была им выиграна. На Гран-при Италии 1961 года Кларк столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом. Машина Трипса вылетела в толпу зрителей, и он, а также 15 зрителей, погибли. Кларк же оказался в шоковом состоянии, но не был травмирован и смог принять участие в американском Гран-при. В общем зачёте Кларк стал седьмым. После этого он выиграл три внезачётные гонки в Южной Африке.

Lotus 25, на котором Кларк выиграл чемпионский титул в 1963 году

B 1962 году Колин Чепмен построил Lotus 25 — одну из лучших машин в истории Формулы-1. На этой машине Джим Кларк провёл полный сезон. Он был одним из претендентов на титул, выиграл три гонки, но сход при старте с поула на Гран-при Южной Африки лишил Кларка шансов титул: чемпионом стал Грэм Хилл (BRM). Но уже в 1963 Кларк выиграл семь гонок из десяти и стал чемпионом мира. Никто другой просто не был претендентом на титул: даже занявший второе место Грэм Хилл отстал от Джима на 27 очков. Кроме чемпионата мира, Джим Кларк выиграл пять внезачётных гонок, а также гонку в «ChampCar», посвящённую памяти Тони Беттенхаузена, погибшего в Индианаполисе в 1961. В гонке «500 миль Индианаполиса», прошедшей до этого, Кларк стал вторым.

Lotus 33, на котором Кларк выиграл Чемпионат Формулы-1 1965 года.

В 1964 Джим Кларк был одним из фаворитов и одержал три победы, но многочисленные сходы (связанные прежде всего с тем, что команда перешла с Lotus 25 на менее надёжный Lotus 33) привели к тому, что шотландец в сезоне стал лишь третьим. Чемпионский титул сенсационно достался Джону Сёртису. Гран-при Великобритании Джим выиграл на трёх колёсах. Чемпионат был проигран, и в 1965 году Чепмен и Кларк отправились на зимний чемпионат «Tasman Series». Кларк стал победителем, выиграв пять гонок, и сезон 1965 принёс ему второй чемпионский титул. Джим выиграл шесть Гран-при в первых семи гонках (Гран-при Монако он пропустил, чтобы принять участие в гонке «500 миль Индианаполиса», которую он выиграл на специально подготовленном болиде Lotus 38), и технические сходы в оставшихся трёх этапах нисколько не смогли помешать шотландцу стать двукратным чемпионом.

В 1965 году Чепмен и Кларк перед Гран-при Франции встретились на авиашоу Le Bourget с Юрием Гагариным.

В 1966 году полуторалитровая эра сменилась трёхлитровой. В этих условиях лидировать стал Джек Брэбем, до этого уже выигравший два чемпионских титула, а теперь выступавший за собственную команду «Brabham». Команда «Lotus» оказалась в середине таблицы. Кларк стал в общем зачёте только шестым, пять раз сошёл, на Гран-при Франции не стартовал, и лишь трижды был в очках (четвёртое место в Великобритании, третье — в Нидерландах, победа в США).

В 1967, однако, команда «Lotus» сумела восстановить былые кондиции. Джим Кларк одержал четыре победы, но чемпионом стать не смог: Lotus 49 был быстрым, но ненадёжным, из шести поулов только два завершились победой, и выиграли вновь пилоты «Brabham», на этот раз — Денни Халм.

Наступил 1968 год, и первым же значительным спортивным событием стало Гран-при Южной Африки. Победу одержал Джим Кларк, и это была его 25-я победа. Рекорд Хуана-Мануэля Фанхио был побит. До Гран-при Испании оставалось целых четыре месяца, и Кларк одержал четыре победы в «Tasman Series», став двукратным чемпионом, а затем выиграл гонку «Формулы-2» в Барселоне. Но это было его последнее спортивное достижение: на следующей гонке в Хоккенхайме в первом дождевом заезде Джим Кларк не справился с управлением (Фред Гэмбел, международный директор по мотоспорту компании Goodyear в 60-е, написал журналу ON TRACK письмо, от 23 мая 1993 года, где оно было опубликовано под заголовком «Время правды». Это то, что Фред хотел выделить: "Об обстоятельствах смерти Джима Кларка…возможно настало время сказать правду. […] Его автомобиль имел неисправности задней подвески, к сожалению это одно из частых мест поломки блестящего, но недостаточно крепкого болида Лотус тех времён. После аварии покатились слухи о проблеме с шиной. Инженеры компании Firestone показали мне шины с автомобиля Кларка. Они не были спущенными, но были потёртости, которые говорили о том, что автомобиль понесло в сторону после поломки в подвеске. Джими имел бы шанс вырулить с проколом или с дефляцией, но поломка в подвеске была гораздо более сложным случаем, что не давало ему контролировать автомобиль.) Автомобиль заскользил боком в направлении левой обочины, ударился о дерево боком и развалился на три части. В результате столкновения гонщик погиб. Сейчас на месте его гибели установлен памятный крест.

Результаты выступлений в «Формуле-1»

Результаты выступлений в чемпионате мира

Внезачётные гонки «Формулы-1»

Примечание
  • — После того, как Кларк был дисквалифицирован за фальстарт, он передал машину Тревору Тейлору.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: