Этос
Этос (греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.
Этос в философии
- Термин «этос» в античной философии первоначально обозначал "совместное жилище", потом привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся физису, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной.
- Сегодня под «этосом» часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархию ценностей; и в этом смысле этос выходит за пределы морали. Согласно Анчел, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни, свидетельствуя о неистребимой человеческой потребности в признании нравственного порядка в мире, даже если он плохо согласуется с житейским опытом людей.
- Современная философия диалога (Левинас и др.) интерпретирует этос как совокупность нравственных императивов, имплицитно присущих интерсубъективному пространству.
- В современной общей риторике «этос» — аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения; специфические особенности этого состояния варьируют в зависимости от определённых параметров (метабол).
Этос в музыке
Представление об этосе музыки — важная составляющая часть античного мировоззрения. Рассматривая различные цели использования музыки, Аристотель предписывал, в том числе, и «воспитательную» цель:
Мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения <...> и ради времяпрепровождения, т.е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности.
— Аристотель. Политика, 1341b
Греческие и римские философы и теоретики музыки приписывали важнейшим категориям гармонии (родам мелоса, видам октавы и ладам), ритмам и тембрам (конкретных музыкальных инструментов) этические характеристики.
Диатонический род мелоса стандартно описывался как строгий и естественный, в то время как хроматика — род изнеженный, развращающий душу человека. Чаще всего дорийский лад описывался как мужественный и серьезный, фригийский как экстатический и возбуждающий, лидийский как грустный и жалобный. Платон в «Государстве» (III.10), призывая исключить все сложные музыкальные инструменты из города, считал полезными только лиру и кифару, «а в полях у пастухов пусть будет сиринга».
При том что античность не знала единой классификации средств музыкальной выразительности по этическому признаку (этосы ладов, ритмов и др. могут разниться от одного описания к другому), едина тенденция рекомендовать одни роды мелоса, ритмы, лады, музыкальные инструменты и т.д. и запрещать другие, поскольку общим в античности было рассмотрение музыки с точки зрения её общественной полезности (или, соответственно, вредности). Один из самых знаменитых музыкальных трактатов всех времён, «Основы музыки» Боэция, открывается главой «О том, что музыка нам естественно присуща, и о её способности возвышать или портить нравы» (mores).
В Средние века некоторые теоретики, в подобие античных описаний ладов (тонов), давали этические характеристики церковным тонам григорианской монодии. Среди них Иоанн Коттон, Арибо Схоласт, Рамос де Пареха, Адам Фульдский, Иоанн Тинкторис. Поскольку эти характеристики неустойчивы и противоречивы, говорить о единообразии этоса средневековых церковных тонов невозможно.
Начиная с эпохи (позднего) Возрождения и в Новое время этические характеристики получили две основные разновидности трезвучия — трезвучие большое («мажорное») и трезвучие малое («минорное»). Историю этических характеристик обоих трезвучий обычно возводят к труду «Основы гармоники» Дж. Царлино (1558):
Если большая терция находится в нижней части квинты, то гармония делается веселой (allegra), а если она находится сверху, то гармония становится печальной (mesta).
В Новое время была разработана целая система музыкальных темпов (итал. Allegro, Moderato, Vivace, Largo, Mesto, Grave и т.п.), которые указывали не столько на скорость движения «в абсолютном выражении», сколько на типичный (требуемый) этос, с этой скоростью связанный.