Ан-14

07.12.2022

Ан-14 «Пчёлка» (по кодификации НАТО: Clod«Глыба») — советский лёгкий транспортный самолёт предназначавшийся для замены Ан-2.

Первый полёт опытного экземпляра самолета был совершён 14 марта 1958 года советским лётчиком-испытателем В. Н. Изгеймом. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок.

Ан-14 оборудован двумя поршневыми радиальными двигателями Ивченко АИ-14РФ. Ан-14 был очень стабилен в полёте и доступен лётчикам средней и низкой квалификации после нескольких часов обучения. Эксплуатировался, в основном, ВВС СССР в качестве связного самолёта.

Серийное производство началось в 1965 году, закончилось в 1972 году — Ан-14 не смог заменить Ан-2, было построено всего 340 самолётов. На базе Ан-14 разработан Ан-28, модификация которого до сих пор (2013 год) выпускается в Польше заводом ПЗЛ-Мелец, а на Украине на его базе разработан Ан-38. Последний восстановленный из музейного экспоната лётный экземпляр Ан-14 взлетел 9 декабря 1999 года с испытательного аэродрома Арсеньевского авиазавода «Прогресс»; в процессе полёта, выполняя уход на запасной аэродром в сложных метеоусловиях (снежный заряд), машина задела крылом деревья на склоне сопки и разбилась. На борту этого самолёта находилась элита приморской профессиональной авиации.

Аэродинамическая схема

Цельнометаллический поршневой двухмоторный подкосный высокоплан с двухкилевым оперением, хвостовой грузо-пассажирской дверью и неубирающимся шасси.

Конструкция

  • Фюзеляж — полумонокок. В хвостовой части фюзеляжа расположен люк, через который производится загрузка грузов и вход в кабину. Люк представляет собой двухстворчатую дверь, открываемую наружу и размещенную в месте перехода кабинного отсека фюзеляжа в хвостовую балку. В пассажирском варианте самолёта в кабине размещено шесть кресел (по два в каждом ряду) и одно пассажирское место находится рядом с летчиком, справа от него.
  • Крыло — прямое, трапециевидное в плане, кессоного типа с двумя лонжеронами. Крыло размещено в верхней части фюзеляжа и укреплено к нижнему крылышку подкосами, которые одновременно служат основными стойками шасси. Механизация крыла состоит из предкрылков, двухщелевых закрылков и зависающих элеронов. По концам нижнего крылышка, к которому крепятся основные стойки, спереди размещены фары, которые вписаны в переднюю кромку.
  • Хвостовое оперение — стабилизатор и кили по силовой схеме конструктивно выполнены аналогично крылу. Кили расположены перпендикулярно плоскостям стабилизатора и под углом -2 градуса к направлению полета. Руль направления и обе половины руля высоты имеют осевую аэродинамическую компенсацию. На одном из рулей направления и на одной половине руля высоты размещены триммеры.
  • Шасси — неубирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси.
  • Силовая установка — два поршневых девяти-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения АИ-14РФ мощностью по 300 л.с. Винты трёхлопастные с изменяемым в полете шагом. Двигатели закапотированы, три выхлопных патрубка, расположенных сверху крыла, вписаны в контур хвостовой части капота. Запас топлива располагается в крыльевых топливных баках.
  • Управление — смешанное. Проводка управления рулями и элеронами жесткая. Педалями осуществляется управление рулями направления и передним колесом. Управление закрылками и колесными тормозами гидравлическое .
  • Противообледенительная система — передние кромки крыла и оперения оборудованы тепловой воздушной противообледенительной системой. Задние кромки стабилизатора и килей имеют электрообогрев.

Модификации

Характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Двигатели: Ивченко Аи-14РФ, 2 × 300 л. с.
  • Длина: 11,36 м
  • Высота: 4,36 м
  • Размах крыла: 22 м
  • Площадь крыла: 39,7 м²
  • Пустой вес: 2600 кг
  • Полный вес: 3450 кг
  • Коммерческая нагрузка: 600 кг (720 кг при соответствующем увеличении длин разбега и пробега, уменьшении вертикальной скорости при отказе одного двигателя)
  • Максимальный взлётный вес: 3630 кг (Ан-14: 3 270 кг)
  • Нагрузка на крыло: 87 кг/м²
  • Крейсерская скорость: 170—180 км/ч
  • Максимальная скорость: 200—210 км/ч (Ан-14А)
  • Скорость отрыва и посадочная скорость: 75—80 км/ч
  • Скорость сваливания: 70 км/ч (закрылки убраны), 60 км/ч (закрылки 15°), 56 км/ч (закрылки 40°)
  • Разбег и пробег: при штилевой погоде — 90—110 м, при слабом встречном ветре (3—4 м/с) может быть уменьшена до 40—50 м
  • Максимальная дальность: 680 км (при крейсерской скорости в 170—180 км/ч, нагрузке 7 пассажиров или 600 кг груза), при максимальной коммерческой нагрузке 720 кг дальность полёта составляет 280 км
  • Дальность с грузом: 470 км
  • Практический потолок: 5000 м
  • Скороподъёмность: 5,3 м/с
  • Время набора высоты 5000 м составляет 45—48 минут
  • Вместимость: 7—9 пассажиров, либо 720 кг груза

В культуре

  • Военный вариант самолёта в фильме «Мой генерал» (1979)
  • Фильм «Ответный ход» (1981)
  • Фильм «Вижу цель» (1979)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: