Юсуповы


Юсуповы (в старину также Юсуповы-Княжево) — княжеский род, пресекшийся в мужском колене в 1891 году. Происходил от ногайского правителя Юсуфа. Одного корня с ними — княжеский род Урусовых.

При подаче документов (19 мая 1686) для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена совместная родословная роспись князей Юсуповых и князей Байтерековых, жалованная грамота царя Фёдора Ивановича князьям Иль-мурзе Юсуповичу с братьями Айдар-мурзой и Алей-мурзой Кутум-мурзиными на г. Романов со всеми пошлинами и села: Чирково, Понгило, Пшеничищево и других в Романовском уезде с обязательством содержания 225 служилых татар (30 октября 1584) и подтвердительная грамота Михаила Фёдоровича Сююш-мурзе Иль-мурзичу Юсупову на выше перечисленные поместья (1613).

Происхождение

Юсуф-мурза, сын Муса-мурзы, как следует из его переписки с Иваном Грозным, считал своим предком Едигея, ходившего с походом на Москву в 1408 году. У него было два сына, Иль-мурза и Ибрагим (Абрей), которые отправились в 1565 году в Москву, а также дочь — казанская царица Сююмбике.

«Исуфовы дети» на миниатюре Лицевого летописного свода

Лицевой летописный свод: «…Юсуфовы дети, Юнус-мурза и Алей, перед князем Исмаилом признали свою зависимость, и с Иваном [Черемесиновым] и Михаилом [Колупаевым] помирились и дали клятву царю и государю в том, что им служить царю и великому князю, как князю Исмаилу, и быть неотступными до своей смерти, и у Асторохани кочевать, и ничего плохого не замышлять. И Иван да Михайло дали им суда, чтобы было на чем плыть к Исмаилу и чем в Волге кормиться; а Юнус-мурза с братьями пришел на царя Дербыша и его прогнали, а пушки, которые ему прислал Крымский царь, Юнус захватил и отослал в город к Ивану и Михаилу. А царь Дербыш побежал в Азов, а оттуда к Мекке».

В кормление потомкам ногайских ханов был предоставлен городок Романов на берегу Волги. Некоторые романовские мурзы из потомства Иль-мурзы и Абрея в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли крещение и писались Юсупово-Княжево. Род князей Юсуповых был записан в V часть родословной книги губерний Орловской, Курской и Санкт-Петербургской. Герб внесён в III часть Общего Гербовника.

Мифология родословия

В трактате «О роде князей Юсуповых» (1866) последний его представитель повторяет легенду о родстве ногайских мурз с мамлюкскими правителями Египта: "Эдигей был признаваем потомком мусульманских султанов, обладавших Дамаском, Антиохией, Меккой и проч.

В родословном свитке, поданном Юсуповыми в разрядный приказ на исходе XVII века, они называли своим предком «Абубекира, правившего после Магомета всем мусульманским родом». Н. Б. Юсупов убеждён, что под Абубекиром имеется в виду не тесть Мухаммеда, а «верховный сановник исчезавшего в упоении неги и роскоши калифа Ради-Биллага, предоставившего ему всю власть свою в духовном и светском значении». Мифы о египетском происхождении Эдигея косвенно отразил герб рода Юсуповых.

Геральдика

На протяжении XVIII века князья Юсуповы пользовались вариантом герба, который отличался от внесенного в ОГДР. Его отличия состояло в следующем: в верхнем поле щитка вместо княжеской была помещена открытая античная корона. Во втором поле человек в восточной одежде держал в руке не молоток, а сокола. Львы в четвертом поле и щитодержатели держали во рту по стреле. В пятом поле вместо льва изображался крокодил, который указывал на легендарное происхождение рода от правителей Египта. В шестом поле находился, по словам С. Н. Тройницкого, «более характерный для востока баран», а не олень. Неутвержденный вариант герба лучше, чем утвержденный, выражал генеалогические реалии рода князей Юсуповых и полнее соответствовали гербу князей Урусовых, которые происходили от того же родоначальника.

Родословие Юсуповых

  • Юсуф-бий является основоположником княжеского рода ногайского происхождения, он получил титул бия в 1549 году, после смерти своего брата Шейх-Мамай-бийя. У него было четыре сына — Али, Юнус, Ибрагим, и Эль. В 1552 году царь Иван Васильевич пошёл войной на Казанское ханство и в династии начались междоусобные войны, приведшие в 1554 году к гибели самого Юсуфа, а через два года и его сына, Али.
  • Трое его сыновей — мурзы Юнус, Ибрагим и Эль перешли на службу московского царя. Мурза Юнус скончался в 1561 году, а оставшимся двум братьям царь Иван Васильевич, в 1564—1565 годах, пожаловал село Романов (Романов посад, ныне г. Тутаев). Ибрагим в 1570-х годах выехал к крымскому хану Девлет-Гирею и поселился в Малой Ногайской Орде. Известен внук мурзы Ибрагима — тоже Ибрагим (в крещении князь Никита Сеюшевич), который первым в роду принял православие, из его четырёх сыновей известны Василий Никитич Большой и Андрей Никитич.
  • Мурза Эль (Иль) в 1558—1583 годах участвовал в Ливонской войне и скончался в 1611 году, его потомки владели c.Романовым до 1614 года. Эль имел несколько сыновей: мурза Сеюш, мурза Бай и мурза Чин.
  • Известен внук Чина — мурза Бий (в крещении князь Иван Корелович), который имел сына Семёна Ивановича. Одним из младших сыновей Сеюша был мурза Абдулла (в крещении князь Дмитрий Сеюшевич). Участник русско-польской войны 1654—1667 и русско-турецких войн 1676—1681 годов. Сыном Абдуллы был Григорий Дмитриевич.
  • Правнук Иль-мурзы, Григорий Дмитриевич (1676—1730), начал служить при Петре Великом стольником; участвовал с ним в Азовских походах; в Северной войне — сражался со шведами под Нарвой, Полтавой и Выборгом; участник Прутского похода; при Екатерине I был сенатором, при Петре II — генерал-аншеф (1730). Первый член Военной коллегии, которую возглавлял с 1727 по 1730 год.
  • Его сын Борис Григорьевич (1696—1759) в царствование Анны Иоанновны и при Иоанне Антоновиче был московским губернатором, при Елизавете Петровне — сенатором, президентом коммерц-коллегии и главным директором кадетского корпуса.
  • Одна из дочерей Бориса Григорьевича, Евдокия, была женой Петра Бирона, последнего герцога Курляндии и Семигалии. Его другая дочь Сюйда, в крещении Прасковья Григорьевна, попала в немилость Анны Иоанновны, и через две недели после смерти отца была насильно помещена в Тихвинский Введенский монастырь. Попытка изменить свою судьбу привела к дознанию в Тайной канцелярии, наказанию плетьми, насильственным постригом в монахини по именем Проклы и высылкой в Иоанно-Введенский монастырь под Тобольском. Судьба княжны Юсуповой нашла отражение в произведениях литературы и искусства: в романе Валентина Пикуля «Слово и дело», полотне Николая Неврева «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» и других.
  • Сын Бориса Григорьевича Николай Борисович (1750—1831) с 1783 по 1789 г. был посланником в Турине, потом сенатором; император Павел I сделал его министром Департамента уделов (1800—1816), а Александр I — членом Государственного совета (с 1823). Директор императорских театров (1791—1796), руководил Императорским Эрмитажем (1797). В конце жизни занимался обустройством подмосковной усадьбы Архангельское, меценат. Собрал чрезвычайно богатые по российским меркам картинную галерею и библиотеку.
  • Его сын Борис Николаевич (1794—1849), камергер, оставил единственного наследника, Николая Борисовича-младшего (1827—1891), музыканта-любителя, который для своих упражнений устроил и оформил в духе елизаветинского барокко домашний театр во дворце на Мойке. Уже в зрелом возрасте пристрастился к драгоценным камням и, благодаря своим несметным богатствам, присовокупил к приобретённой его дедом жемчужине Пеллегрина такую коллекцию бриллиантов, которой мог бы позавидовать любой музей.
  • Старшая его дочь Зинаида Николаевна (1861—1939) в 1882 году вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, дослужившегося в 1915 году до звания генерал-лейтенанта. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 года. В 1885 году высочайше утверждённым мнением Государственного совета ему после смерти тестя разрешено принять его фамилию и титул, и именоваться князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном с правом передачи фамилии старшему в роде. В 1919 году эмигрировал в Италию.
  • Их сыновья: Николай Феликсович (1883—1908), в 1892 году получил устное соизволение императора Александра III на именование полным титулом отца. В 1900-х годах неофициально считался первой ракеткой Российской империи по теннису. Убит на дуэли графом А. Э. Мантейфелем.
  • Феликс Феликсович (1887—1967). Высочайшим указом 1914 года получил право именоваться полным титулом отца. Был женат на княжне Ирине Александровне . Один из организаторов убийства Григория Распутина. В 1919 вместе с женой эмигрировал во Францию; Автор книги «Конец Распутина» (1927, на франц. яз.; на рус. яз. впервые в 1990).
  • Единственная дочь Феликса Феликсовича — Ирина Феликсовна (1915—1983), жена графа Николая Дмитриевича Шереметева (1904—1979), проживали в Италии и Франции, дети: Ксения Николаевна Шереметева—Сфири.
Родословное древо Юсуповых Зелёным обозначен родоначальник, красным — последний представитель мужской линии рода князей Юсуповых и рода князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстон.
  • Н. Б. Юсупов в Архангельском

  • Евдокия Бирон, ур. Юсупова, герцогиня Курляндская

  • Т. А. Юсупова на портрете Винтерхальтера

  • Николай Сумароков-Эльстон, наследник княжеского титула и фамилии Юсуповых. Убит в 1908 г. на дуэли.

  • И. А. Юсупова в Кореизе

Владения князей Юсуповых



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: