Саблин, Виктор Леонидович


Виктор Леонидович Саблин (26 декабря 1872 года, Большой Двор, Новгородская губерния ― 17 апреля 1933 года, Москва) ― российский и советский инженер, руководитель промышленности.

Биография

Родился в дворянской семье. Отец ― Леонид Николаевич Саблин (1838 ― 1905), отставной капитан, мировой посредник (судья). Мать ― Елена Федоровна (1842 – 1920).

Виктор Саблин окончил Вологодскую мужскую гимназию и в 1896 году -- Петербургский практический технологический институт (по механическому отделению). Два года работал приемщиком локомотивов и мостов для Восточно-Китайской железной дороги, с 1901 по 1902 год – помощником главного инженера и главным инженером Верхневолжского завода железнодорожных материалов (позднее – Тверской вагоностроительный завод). С 1902 по 1916 год работал заведующим паровозного отдела и заведующим вагонного отдела Путиловского завода в Петербурге. Состоял членом правления Общества путиловских заводов. 19 августа 1916 года во время I Мировой войны у полустанка Затишье промышленником H. А. Второвым в торжественной обстановке был заложен первый в стране электрометаллургический завод -- необходимое звено в производстве вооружений. В.Л.Саблин возглавил строительство, строил завод с первого колышка, пускал его и возглавлял действующее производство. По проекту предстояло построить сталеплавильную мастерскую, кузницу, компрессорную и ремонтные мастерские, ряд вспомогательных помещений. Мощность завода была определена в 3,5 тыс. т электростали в год, численность персонала около 700 человек. 5 сентября 1916 года царь Hиколай II утвердил Устав Товарищества на паях Электросталь. 29 сентября состоялось официальное открытие Товарищества Электросталь. Уставный капитал составлял 3 млн. рублей. Первым директором строящегося завода Электросталь был назначен Виктор Леонидович Саблин. Первая плавка была выдана в ноябре 1917 года. Все революционное время завод непрерывно строился и оборудовался. С 1922 по 1923 год работал директором машиностроительного завода Гидроторфа имени Владимира Ильича в Москве. Состоял главным механиком при строительстве Шатурской районной электростанции. В 1923 году был назначен техническим директором завода "Красный путиловец" в Петрограде-Ленинграде. В эти годы предприятие активно восстанавливалось после разрухи. В 1923 году на заводе был возобновлен выпуск паровозов, В 1924 году завод освоил производство тракторов "Фордзон-путиловец" – первого в стране пропашного трактора. Первые две машины в том же году прошли в колонне рабочих завода на первомайской демонстрации. В 1927 году на предприятии построен самый мощный в СССР пассажирский паровоз серии М мощностью 2200 л.с. На базе пушечного производства после реконструкции было развернуто энергомашиностроительное производство. Начиная с 1923 года "Красный путиловец" изготавливал металлоконструкции для первенца плана ГОЭЛРО Волховской ГЭС, вышедшей на полную мощность в 1927 году. Предприятие также выпускало драги для добычи золота, железнодорожные вагоны, оборудование для маслобойно-жировых предприятий, судовые паротурбинные установки, шла подготовка к выпуску энергетических турбин. В 1927 году на «Красном путиловце» было начато производство моторных, а в 1929-м – прицепных двухосных трамвайных вагонов. В 1929 году началась реконструкция производства. 22 мая 1930 года вместе с группой ведущих инженеров и специалистов завода Виктор Леонидович был арестован по делу Ленинградского машиностроительного треста. Как и вся группа специалистов, был обвинен во вредительстве. Постановлением Коллегии ОГПУ СССР от 3 апреля 1931 года осужден по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) к заключению в концлагере сроком на 10 лет. Постановлением Коллегии ОГПУ СССР от 30 апреля 1931 года В.Л.Саблин из-под стражи освобожден, приговор в отношении его решено считать условным. Содержался под стражей в Доме предварительного заключения с 23 мая 1930 года по 8 июля 1931 года. После освобождения В.Л.Саблин был назначен главным механиком завода "Красное Сормово". Реабилитирован в 1991 году. Умер в 1933 году вследствие полученных во время заключения болезней.

Семья. Жена – Лариса Петровна Саблина (ур. Орфанова, 1884 – 1942). Дочь Нина Викторовна Саблина (1903 – 2002) – архитектор. Сын Всеволод Викторович Саблин (1904 – 1964) – инженер-механик. Сын Юрий Викторович Саблин (1906 – 1984) – инженер-конструктор. Сын Владимир Викторович Саблин (1910 – 1988) – инженер-метростроитель, начальник стоящегося Ленинградского метрополитена. Сын Михаил Викторович Саблин (1917 – 2000) – инженер-механик, главный инженер проекта в проектном институте.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: