Битва за Атлантику (1939—1945)
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от одноимённой кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций и, тем самым, обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, лёгкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа и 37,5 % потерь боевых кораблей. Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта и предлагает три периода:
Война подлодок
В начале войны Дёниц подал главнокомандующему германским ВМФ адмиралу Эриху Редеру докладную записку, в которой утверждал, что эффективная подводная война может поставить Британию на колени из-за её зависимости от внешней торговли. Он предложил систему, известную как «Rudeltaktik» (т. н. тактика «волчьей стаи»), согласно которой подводные лодки размещались длинным строем поперёк предполагаемого курса конвоя. Заметив цель, они собирались вместе для массового нападения и подавления любых сопровождающих военных кораблей. В то время как корабли эскорта преследовали отдельные подлодки, остальная часть «стаи» могла безнаказанно топить транспортные корабли. Дениц подсчитал, что 300 новейших лодок (тип VII) смогут создать достаточно хаоса в морских перевозках союзников, чтобы Британия была выбита из войны.
Это резко контрастировало с традиционными представлениями того времени о применении подводных лодок. Предполагалось, что подводные лодки будут применять засадную тактику, ожидая у вражеского порта, чтобы атаковать суда, входящие и выходящие. Это была успешная тактика, использовавшаяся британскими подводными лодками на Балтике и Босфоре во время Первой мировой войны, но при тщательном патрулировании подходов к порту она не могла принести успеха. Были также теоретики военно-морского флота, которые считали, что подводные лодки должны быть прикреплены к флоту и использоваться как эсминцы; это было опробовано немцами в Ютландии с плохими результатами, так как подводные коммуникации были в зачаточном состоянии. Японцы также придерживались идеи флотской подводной лодки, следуя доктрине Мэхэна, и никогда не использовали свои подводные лодки ни для блокады, ни для охоты. Большая часть военно-морского мира по-прежнему считала подводные лодки «бесчестными» по сравнению с надводными кораблями. Это было верно и в Кригсмарине; Редер успешно лоббировал затраты на крупные боевые корабли.
Основным противолодочным средством Королевского флота до войны было прибрежное патрульное судно, оснащённое гидрофонами и вооруженное небольшими орудиями и глубинными бомбами. В 1920—1930 годах Королевский флот, как и большинство других, не рассматривал противолодочные действия как тактику. Неограниченная подводная война была запрещена Лондонским военно-морским договором; противолодочная война воспринималась как «оборонительная»; многие морские офицеры полагали, что противолодочная работа была нудной работой, подобной тралению мин, и что активный гидролокатор сделал подводные лодки бесполезными. Хотя эсминцы также несли глубинные бомбы, ожидалось, что эти корабли будут использоваться для действий флота, а не для прибрежного патрулирования, поэтому обучения экипажей противолодочным действиям не проводилось. Британцы, однако, проигнорировали тот факт, что вооружение торговых кораблей, которое Великобритания проводила с самого начала войны, вывело их из-под защиты «крейсерских правил», а также то, что противолодочные испытания с гидролокатором проводились в тепличных условиях.
Первые месяцы войны принесли успех германскому флоту: с сентября по декабрь 1939 года только немецкими подводными лодками потоплено 114 судов (в том числе 51 английское) общим водоизмещением в 451 126 тн; потери немцев составили 9 подводных лодок.
Участие Италии
Королевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».
Потери сторон
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.
В культуре
- "Подводная лодка" - западногерманский художественный фильм 1981 года, снятый режиссером Вольфгангом Петерсеном по одноимённому роману 1973 года Лотара-Гюнтера Буххайма, повествующий о седьмом боевом походе немецкой торпедной подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны.
- «Крушение „Лаконии“» - двухсерийный телефильм, снятый режиссёром Уве Янсоном в 2010 году о крушении пассажирского лайнера "Лакония" (RMS Laconia) компании "Кунард Лайн". Океанский лайнер, переоборудованный в военный транспорт, отправляется из Суэца в плавание вокруг Африки с большим количеством гражданских лиц на борту.
- "Грейхаунд" - военно-драматический триллер Аарона Шнайдера. В центре сюжета эскадренный миноносец USS Keeling (позывной «Грейхаунд») ведущий прикрытие конвоя в самый драматический период Битвы за Атлантику.