Веня Д’ркин
Веня Д’ркин (настоящее имя Александр Михайлович Литвинов; 11 июня 1970, пос. Должанское, Луганская область, УССР — 21 августа 1999, Королёв, Московская область) — советский музыкант, поэт, рок-бард, певец.
Биография
Отец Вени Д’ркина, Михаил Федорович Литвинов, был директором школы посёлка Должанское, мать — учителем математики. С 7 лет Саша Литвинов писал стихи, с 12 лет рисовал и писал маслом картины, учился играть на гитаре. Учился в школе № 18 Свердловска (Луганская область). C 14 лет руководил школьным ВИА.
В 1987 году окончил учёбу в школе с золотой медалью и поступил в Рижское военно-политическое училище, но учиться там не стал, а сразу же перевёлся в Донецкий политехнический институт на геологоразведочный факультет.
В 1988 году был призван в армию. Служил в конвое, охране и ракетных войсках в Павлограде, затем был переведён водителем в Донецк. Осенью 1989 года уволен в запас. До 1991 года жил в посёлке Мироновском Дебальцевского района, где работал водителем и писал песни.
В 1991 году перевёлся в Луганский сельскохозяйственный институт на факультет механизации сельского хозяйства. Осенью того же года познакомился с девушкой Полиной (Пэм), которая в 1994 году стала его женой. Тогда же он собрал коллектив «Давай-Давай». Они играли на нескольких концертах в ДК ЛСХИ.
Весной 1993 года выступил на фестивале «Рок против наркотиков», а осенью перевелся на заочное обучение и уехал в посёлок Новолуганское (Артёмовский район Донецкой области), где работал сначала слесарем на КРС, а потом художником в Доме культуры.
Весной 1994 года женился на Полине (Пэм). В том же году Александр участвовал в фестивале «Оскольская Лира», где шутки ради заявил, что он Веня Дыркин из Максютовки, и под этим псевдонимом он стал лауреатом. Осенью этого же года Д’ркин с Полиной переехали в Свердловск (Луганская область), где Александр работал в старших классах школы № 18 учителем физики. 12 декабря 1994 года у них родился сын Денис.
Летом 1995 года Д’ркин во второй раз участвовал в фестивале «Оскольская Лира», где получил гран-при. Осенью переехал с семьёй в Луганск, где работал на стройке.
Летом 1996 года Веня снова ездил на фестиваль, где пел уже в качестве почётного гостя. Бард Геннадий Жуков позвал его в Москву с обещанием помочь. Осенью по финансовым причинам Д’ркин перевез семью обратно в Свердловск, а сам поехал в Москву.
В октябре-декабре 1996 года Д’ркин сыграл несколько квартирников, два концерта в театре-студии песни Виктора Луферова «Перекрёсток», записал на студии «Остров» магнитоальбом «Крышкин Дом».
В январе 1997 года Д’ркин перевез жену с сыном в Краснодон, там устроил её на работу, сам же снова уехал в Москву. 1997 год стал наиболее активным в концертном плане — многочисленные клубные и квартирные концерты, концерт на радиостанции «РаКурс», гастроли по городам Подмосковья, поездки в Воронеж, Харьков. Подготовил совместную программу с Геннадием Жуковым и выступал с ним на нескольких концертных площадках в Москве.
В марте 1997 года Д’ркин за три дня на студии Алексея Вертоградова записал альбом «Всё будет хорошо». В сентябре у Вени появились первые признаки болезни. В октябре в Луганском онкологическом диспансере был поставлен диагноз «лимфогранулематоз». 19 октября 1997 года Веня Д’ркин крестился с именем Фома. В ноябре прошел первый сеанс лучевой терапии.
Болезнь отразилась на творчестве Д’ркина: многие из позднее написанных («Эныкы-бэныки», «А ты не конь», «Сегодня — чай» («Всё для всего»)) и введённых в репертуар («Детка» (В. Турчанин), более ранняя «Баба в оранжевом») песен являются развёрнутым призывом не тратить время жизни зря.
В 1998 году Д’ркин в перерывах между курсами химиотерапии (которые продолжают проводить, несмотря на отсутствие улучшений) успел съездить в Мироновку (апрель, попытка электрического проекта с гитаристом Муком из состава группы «Ая»), Алчевск (1—2 мая, два концерта), Белгород (25 мая, концерт в ДК «Строитель»), на «Оскольскую Лиру» (июль, проект «Старички Джазовички») и в Старый Оскол (квартирник 28 июля).
В январе 1999 года Веня записал на квартире у друзей черновой вариант сказки «Тае Зори» (накладками на двух магнитофонах). Тогда же Литвинов начал заниматься переписыванием текстов своих песен, их систематизацией.
3—4 мая случился кризис, связанный с разрушительным действием химиотерапии, после которого Александр Литвинов чудом выжил. Подруга семьи взяла Венину телефонную книжку и позвонила по всем имеющимся там номерам с просьбой о помощи. После этого началось какое-то движение — благотворительные концерты, сборы денег, писем.
В конце июня друзья перевезли Д’ркина в Москву в Институт гематологии РАМН, где поставили уже другой диагноз — лимфосаркома, ещё более неутешительный. Ещё полтора месяца в Москве врачи боролись за жизнь Вени, но 11 августа его выписали без надежды на выздоровление.
21 августа 1999 года Веня Д’ркин умер в городе Королёв (Московская область), 25 августа его похоронили в городе Свердловске Луганской области.
С 1988 по 1999 год он написал больше трёхсот песен, но только половина из них была издана в том или ином виде.
Память
После смерти Вени был организован «Неформальный Фонд Вениамина Д’ркина», который занимается сбором и оцифровкой аудио- и видеоматериалов, реставрацией записей и распространением творчества.
В память о Вене Д’ркине проводятся музыкальные фестивали «ДрФест», «Вестень Свят Лета» и «Веничкина радуга».
На Донбассе существует литературное объединение «Стражи весны» — название фестиваля взято из песни Вени «Ода розовым псам». Объединение издаёт ежегодный альманах «Вольные стражи весны».
Творчество
По оценке исследователя русской рок-поэзии и авторской песни В. А. Гаврикова творчество Вени Д’ркина можно определить как бард-рок или пост-бард: во многом близкое рок-музыке 1980-х годов, оно вобрало в себя множество других музыкальных и поэтических стилей. В музыке и текстах Вени постоянно встречаются аллюзии и реминисценции из разнообразных (как правило, песенных) источников — от БГ до А. Б. Пугачёвой. Кроме того, в поэтическом отношении творчеству Вени присущи яркие образы, обилие тропов, аллитерации, словотворчество, при этом артист использует различные приёмы усиления восприятия текстов, например, пение с определённым акцентом. Большинство песен Вени в большей или меньшей степени ироничны, однако среди его произведений есть и по-настоящему трагические.
Кроме поэтического и музыкального творчества рисовал, сочинял сказки.
Дискография
Подавляющее большинство записей, кроме «Крышкин дом», «Всё будет хорошо» и нескольких бутлегов, вышли после смерти Д’ркина на лейбле «ДрДом».