Севпечлаг
Севпечлаг, Печорстрой, Печорлаг, Печорский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД, Печорский ИТЛ — исправительно-трудовой лагерь железнодорожного строительства, который функционировал с 14 мая 1940 по 24 июля 1950. Подчинялся Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД (14 мая 1940 — 28 апреля 1947), затем Северному управлению лагерей железнодорожного строительства, с 6 мая 1948 — снова Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД.
Административный центр Севпечлага сначала находился в селе Абезь Кожвинского района Коми АССР (последнее известное упоминание в Приказе 0175 НКВД от 29.06.1945). Не позднее 26 декабря 1946 года управление лагеря перенесено на станцию Печора Северо-Печорской железной дороги. Адрес — п/я 274.
После завершения основных работ по строительству Северо-Печорской железной дороги 24 июля 1950 года он был слит с Севжелдорлагом с образованием Печорлага.
История
Предполагают, что 25 января 1942 года Заполярлаг и Строительство 301 был закрыт и влит в Севпечлаг с сохранением за Севпечлагом старого названия. Завершение работ Заполярлага и Строительства 301 передано Севпечлагу.
Заполярный ИТЛ и Строительство 301
Заполярный ИТЛ и Строительство 301 (другие названия Полярный ИТЛ и Заполярлаг) был организован 12 марта 1941 и закрыт 25 января 1942 (Не надо путать с Заполярлагом и Строительством 503). Подчинялся ГУЛЖДС. Сначала 12 марта 1941 был создан Полярный железнодорожный ИТЛ для строительства порта и завода в Хабарово, подчинявшийся ГУЛПСу. По-видимому, фактическая организация не состоялась. Приказом № 00965 НКВД от 25 июля 1941 года созданы два ИТЛ в составе ГУЛЖДС опять же для строительства порта в районе Хабарово и железной дороги Воркута—Югорский Шар. Только 4 сентября 1941 появляется первое упоминание Заполярного ИТЛ в связи разделом сфер влияния с Югорлагом.
Задачей лагеря было строительство железнодорожной линии Воркута—Хабарово, строительство временного порта у Югорского Шара и зимника (временной зимней дороги), строительство железной дороги Воркута—Югорский Шар и зимника со стороны Воркуты.
Максимальная численность заключенных известна на 1 декабря 1941 года 999. К 1 марта 1942 было 571 зэка, около 350 заключённых было освобождено и отправлено на фронт.
Известно имя заместителя начальника лагеря — старший лейтенант ГБ А. С. Свиридов, занимал эту должность с апреля 1941 г. по февраль 1942.
Выполняемые работы
- строительство железной дороги Котлас — Воркута на участке от Усть-Кожвы до Воркуты.
- окончание работ ликвидированного Заполярлага и Строительства 301,
- работы по достройке и увеличению пропускной способности Печорской железной дороги на участках Кожва—Воркута, Воркута—Хальмер-Ю, Хановей—Шахта № 7
- строительство первых 40 км железной дороги станция Чум—порт на мыс Каменный (Обская губа) (с 28.04.47 по 06.05.48),
- строительство верфи в районе Печоры,
- строительство судостроительного завода и причалов в г. Печора,
- строительство судоремонтного пункта,
- строительство угольных складов,
- строительство электростанции,
- строительство жилья (в том числе в Нарьян-Маре),
- производство извести на Джинтуйском заводе,
- производство кирпича,
- лесозаготовки,
- обслуживание авторемонтного завода № 4 ГУЛЖДС (до 7.01.1944 назывался "Печорский авторемонтный завод Печорлага"),
- сельскохозяйственные работы в Котласском сельхоз. отделении Печорлага, организованном для руководства Котласской группой совхозов после закрытия Котласского сельскохозяйственного ИТЛ 29 .
Численность
На 1 января 1943 года из 58 825 содержащихся в Севпечлаге заключённых 22 327 являлись осуждёнными по 58 статье за так называемые "контрреволюционные преступления", лишь 1874 из этих 58 825 были женщины, остальные мужчины. На 1 января 1947 года из 56 615 зэка Севпечлага 3 601 человек были переведенными на спецпоселение репатриантами. К 1 июля 1948 на учёте в Севпечлаге было 2 336 спецпоселенцев-"власовцев".
Начальники
- Большаков Г. П., с 14.05.1940 — 25.12.1940.;
- Чесноков С. А., майор ГБ, временно исполнял обязанности, с 25.12.1940 по 30.04.1941;
- Потёмкин Н. Ф., с 30.04.1941 — ? (упоминался 21.02.1942); с 25.01.1942 до 26.05.1943 — зам. начальника.
- Успенский Д. В., с 25.01.1942 по 05.09.1942;
- Барабанов В. А., старший лейтенант ГБ, майор ГБ, полковник, с 05.09.1942 по 26.12.1946;
- Боровицкий А. И., майор ГБ, полковник, с 26.12.1946 по 14.07.1950; одновременно с 28.04.1947 по 06.05.1948 по совместительству — зам. нач. Северного Управления лагерей железнодорожного строительства
- Касперович И. И., временно исполнял обязанности, (упоминался 24.06.1950).