Военно-Грузинская дорога

11.09.2023

Военно-Грузинская дорога, также Военно-Галгаевская дорога (груз. საქართველოს სამხედრო გზა, осет. Арвыкомы фӕндаг, дословно: «дорога Небесного ущелья», ингуш. ГIалгIай никъ) — историческое, с начала XIX века, название военной дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия).

Дорога, как древний исторический путь, была известна с древних времён как Дарьяльский проход, а также Галгаевская дорога. Длина современной дороги 208 километров. Постепенно поднимаясь, дорога проходит по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка подходит к Крестовому перевалу (высота 2379 метров), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура выводит к Тбилиси. В перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения России числится как автомобильная дорога А161: Владикавказ — Нижний Ларс — граница с Грузией. До 31 декабря 2017 года допускалось использование прежнего обозначения автодороги Р301.

Контрольно-пропускные пункты на российско-грузинской границе — Верхний Ларс (Северная Осетия, Россия) и Дариали (до 2008 года — Казбеги) (Грузия).

История

Почтовая марка СССР, 1938 год

Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье, её описание имеется ещё у древних греков (Страбон).

После подписания в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Картли-Кахети русско-грузинское общение заметно оживилось. В урочище ингушского селения Заур-Ков была основана крепость Владикавказ. Официально Военно-Грузинская дорога начиналась от станицы Екатериноградской, тогда это был город. В то время дорога была единственной транспортной связью двух стран. Современное название — Военно-Грузинская — закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством под руководством Павла Цицианова (1803).

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году, передвижение было весьма трудным — посланный в том году в Картли-Кахети отряд Русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней. После получения Картли-Кахети подданства России (1801) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, был проведён колоссальный объём работ — сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов — подпорные стены и крытые траншеи и так далее. В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года — устроена экспресс-почта.

На дороге были устроены 11 станций (следуя из Владикавказа) — Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, далее — Тифлис. На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега.

В 1837 году была предпринята попытка обойти Крестовый перевал, направив дорогу через Гудамакарское и Гудушаурское ущелья и Квенатский перевал, однако через десять лет, в 1847 году, после проведённых изысканий было решено вернуться на первоначальный маршрут.

В 1861 году руководство работами на дороге принял Б. Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано. Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай II, Коста Хетагуров, Лев Толстой (1851), Антон Чехов, Владимир Маяковский, Никита Хрущёв (1934).

В 1910—1914 годах вдоль Военно-Грузинской дороги планировалась постройка междугородней трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса протяжённостью 202 км с обеспечением питания контактной сети несколькими мини-гидроэлектростанциями, однако проект не был осуществлён в связи с началом Первой мировой войны и последующим распадом Российской империи.

  • Дорога в 1894 году

  • Дорога в 1911 году

  • Дорога в начале XX века

  • Военно-Грузинская дорога описана в нескольких знаменитых произведениях, таких как «Герой нашего времени» и «Двенадцать стульев»

  • Автомобильный мост у посёлка Ананури. В правом нижнем углу виден участок стены Крепости Ананури XVI–XVIII веков

  • Карта дороги 1913 года

Достопримечательности

Крестовый перевал

По всей трассе дороги встречаются грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни. На Военно-Грузинской дороге расположены Мцхета (древняя столица Грузии), храм-монастырь Джвари (конец VI — начало VII вв.). Дорога проходит мимо Земо-Авчальской ГЭС.

  • Село Чми — находится комплекс археологических памятников (погребения в катакомбах с оружием) от эпохи бронзы вплоть до позднего средневековья. Там же располагается крупный аланский могильник VI—IX вв., где было найдено большое количество оружия, инвентаря, предметов быта алан.
  • Церковь Святого Николая у осетинского села Бинаг Ларс (середина XIX века)
  • «Ермоловский камень» («Махмад кхера») — гигантский гранитный валун в пойме Терека неподалёку от селения Верхний Ларс на российско-грузинской границе, принесённый в 1832 году с гор во время обвала Девдоракского ледника на Казбеке.
  • Гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у её подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергети.
  • Дарьяльское укрепление, построенное в 1844 году в Дарьяльском ущелье для охраны дороги.
  • «Замок Тамары» — развалины старой башни на противоположном берегу Терека. Возможно, здесь находилось, упоминаемое римским историком I века н. э. Плинием укрепление Кумания.
  • Скала «Пронеси Господи»
  • Средневековые сигнально-сторожевые башни.
  • Сионская роща — зелёный оазис среди снежных вершин Кавказа.
  • Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.
  • Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури, за которым дорога по извилистому Земомлетскому спуску (инженер Б. Статковский) довольно круто (на 250 м по вертикали) спускается в ущелье реки Арагви. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины XIX века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году. Ранее дорога проходила по Квешети-Кайшаурскому направлению.
  • Замковый ансамбль позднефеодальной эпохи — крепости XVI—XVII веков в селении Ананури.
  • Руины крепости Бебрисцихе
  • Самтаврский могильник — обнаруженное в 1871 году при дорожных работах древнее (X–XI века до н. э.) захоронение людей, принадлежащих к другой этнической группе, нежели современные грузины.
  • Май 2013 года. Большинство тоннелей неосвещены, поэтому используются только в лавиноопасный период

  • Военно-Грузинская дорога. Общий вид

  • В окрестностях горнолыжного курорта Гудаури

  • Памятник русско-грузинской дружбы 1983 года — одна из достопримечательностей

  • В районе Крестового перевала

  • ДТП на Военно-Грузинской дороге

  • Подъезд к селу Сиони

  • Участок Сиони — Степанцминда

Легенда маршрута

Владикавказ

бывшие казармы кадетского корпуса развалины укрепления Редант гора Фетхус

Балта

Скалистое ущелье

Ларс

Казбеги

Коби

Гудаури

Млеты

Пассанаури

Ананури

Душети

Цилканы

Мцхета

  • ущелье реки Кура

мост через реку Кура

  • Мухадверская шоссейная казарма
  • Дигомское поле
  • Дигомская шоссейная казарма
  • Верейское поле

мост через реку Вере

Тбилиси

Схема

Значение Военно-Грузинской дороги

Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению, блокированную с востока Азербайджаном из-за неразрешённого по сей день Карабахского конфликта. Автомобильное сообщение Грузии с Россией вдоль Черноморского побережья (через Адлер — Сочи) закрыто в связи с неурегулированностью ситуации между Грузией и Россией по вопросу автономной республики Абхазия.

Другой выход во внешний мир для Армении возможен только через грузинские черноморские порты Поти и Батуми, или через Иран.

Закрытие дороги

С 11 июля 2006 года Военно-Грузинская дорога со стороны России была закрыта на неопределённый срок. Формальным поводом для закрытия дороги стала реконструкция контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на российском участке границы. Фактически легальный въезд из России в Грузию автомобильным транспортом был невозможен.

Пункт пропуска после почти четырёхлетнего перерыва вновь заработал с 1 марта 2010 года. Открытие российско-грузинской границы имеет особенно большое значение для Армении, до закрытия Военно-Грузинской дороги около трети грузов республики транспортировалось именно по этой дороге.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: