Фриде, Нина Александровна


Нина Александровна Фриде (настоящее имя Антонина; 10 [22] января 1859, Петербург — 16 марта 1942, Ленинград) — российская и советская оперная и концертная певица (меццо-сопрано, контральто), вокальный педагог.

Биография

Родилась в семье генерала артиллерии. Училась музыке вначале у матери, ученицы А. Г. Рубинштейна, с 1877 года — в Петербургской консерватории (класс фортепиано профессора К. К. Фан-Арка; с весны 1880 — класс пения Н. А. Ирецкой). С осени 1880 года совершенствовалась за границей: у профессора М.Маркези (Вена, 1880—1881), у Ж.Дюпре (Париж, 1881—1882).

18 октября 1882 года дебютировала во Флоренции (Пьеретто в «Линда ди Шамуни» Г.Доницетти, театр Niccolini). С декабря 1882 пела в Барселоне (театр Лисео), после февраля 1883 — в Вене, во Флоренции (Новый театр); занималась у профессора А.Буцци (Милан).

В 1883 году, вернувшись в Россию, концертировала в Тифлисе, Кисловодске, Владикавказе, Пятигорске и Баку, затем (1883—1884) — в Москве и Петербурге.

В 1884—1891, 1895—1903 и 1914 годах — солистка Мариинского театра (дебют — Амнерис в «Аиде» Дж. Верди 16.4.1884). Гастролировала в Мадриде (где также совершенствовалась у Дж. Ронкони), Барселоне и Лиссабоне (1884), в Тифлисе (1884, 1885), Ревеле (1885), Париже (1888, 1894), Одессе и Владимире (1889), Москве (1890, 1891; Анна Болейн в «Генрихе VIII» К. Сен-Санса, Большой театр, 1898), Варшаве (1891, 1892), Монте-Карло и Ницце (1894), Риге (1898). Совершенствовалась у профессора С. Бакса (Париж, 1887) и г-жи Ришар (1895).

В 1914—1918 годах работала сестрой милосердия в действующей армии.

После революции преподавала в Петроградской консерватории (с 1921 — профессор). С 1920 года жила в Луге; преподавала в педагогическом техникуме и в музыкально-сценической школе, организовала и вела зимние курсы для инструкторов-вокалистов из числа колхозниц. Со своими учениками ставила отрывки из опер («Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Самсон и Далила» К.Сен-Санса, «Кроатка, или Соперницы» О. И. Дютша, «Аида» Дж. Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова).

В 1940 году участвовала в работе научной сессии, посвящённой 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского. С 1941 года жила в Ленинграде.

Творчество

Обладала сильным голосом теплого, «бархатного» тембра; была яркой представительницей бельканто; её исполнение отличалось изяществом и артистичностью.

Партнёрами Н. А. Фриде на сцене были: А. Ю. Больска, А. М. Давыдов, М. М. Корякин, М. И. Михайлов, Е. К. Мравина, И. П. Прянишников, К. Т. Серебряков, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М.Фигнер, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин. Пела под управлением Ф. М. Блуменфельда, Э. А. Крушевского, Э. Ф. Направника, В. И. Сафонова, Н. А. Римского-Корсакова, Х. Рихтера, П. И. Чайковского, М.Фидлера.

Её репертуар включал 59 партий в 53 операх, симфонических произведениях (финал 9-й симфонии Л. Бетховена, Маргарита в «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза), а также вокальные произведения и романсы А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, Ф.Листа, Ф.Шопена, Ж.Массне, П.Виардо.

Избранные оперные партии

  • Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина)
  • Ваня («Жизнь за царя» М. И. Глинки)
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
  • Фёдор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)
  • Любава Буслаевна («Садко» Н. А. Римского-Корсакова) — первая исполнительница в Мариинском театре (1901)
  • Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова)
  • Весна-красна; Лель («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
  • Рогнеда (одноимённая опера А. Н. Серова)
  • Андреино («Корделия» Н. Ф. Соловьёва) — первая исполнительница (1885)
  • Филипп («Месть амура» А. С. Танеева) — первая исполнительница (1899)
  • Няня; Ларина; Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
  • Любовь Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского)
  • Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского) — первая исполнительница (1890)
  • Полина, Графиня («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
  • Боярыня Морозова; Басманов («Опричник» П. И. Чайковского)
  • Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» П. И. Чайковского)
  • Солоха («Черевички» П. И. Чайковского)
  • Мерседес («Кармен» Ж. Бизе) — первая исполнительница в Мариинском театре (1885)
  • Фрикка («Валькирия» и «Золото Рейна» Р. Вагнера)
  • Гримгерда («Валькирия» Р. Вагнера)
  • Зибель («Фауст» Ш. Гуно)
  • Стефано («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно)
  • Жавотта («Манон» Ж. Массне) — первая исполнительница в России (1885)
  • Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
  • Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Марцелина («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта) — первая исполнительница в Мариинском театре (1901)
  • Миссис Пэдж («Виндзорские кумушки» О. Николаи)
  • Памела («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера)
  • Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) — первая исполнительница в Мариинском театре (1899)
  • Лаура Адорно («Джоконда» А. Понкьелли)
  • Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
  • Угомон («Гензель и Гретель» Э.Хумпердинка) — первая исполнительница в Мариинском театре (1897)
  • Гензель («Гензель и Гретель» Э.Хумпердинка)
  • Фидальма («Тайный брак» Д. Чимарозы) — первая исполнительница в России (1895)

Дискография

В 1903 году записала на грампластинки 10 произведений (Петербург, «Колумбия» / Columbia).

  • Nina de Friede (англ.) на сайте AllMusic (проверено 20 июня 2015).

Сочинения

  • Воспоминания о Чайковском // Огонёк. — 1940. — № 12.

Награды и признание

  • звание «Солистка Его Величества» (1902).

В музыке

Н. А. Фриде посвятили свои романсы А. К. Глазунов («Муза»), М. А. Балакирев («Я любила его»), Н. А. Римский-Корсаков («Вертоград»), Э. Ф. Направник («Я нарву вам цветов к именинам»), Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: